№ 114

Донесение А. Г. Яковлева А. П. Извольскому об условиях заключения англо-сиамского договора

№ 8

3 (16) сентября 1908 г.
Бангкок

Милостивый государь Александр Петрович!

Донесением от 20 минувшего ноября за № 9 (См. док. № 112) г-н Эльтеков имел честь [225] сообщить в. впр-ву о серьезном намерении Сиама заключить договор с Англиею. Предполагалось, что Сиам отдаст ей провинции Трингану и Келантан в обмен на согласие ее подчинить всех своих подданных в Сиаме (европейского и неевропейского происхождения) местным судам.

В настоящее время намерение это приняло более определенные формы и возможно, что надлежащий договор будет подписан в нынешнем году.

Ныне Англия получит сверх означенных двух округов еще один, по имени Кеда. Сиам же будет вознагражден ее отказом от упомянутых прав внеземельности и займом в 4 000 000 фунтов стерлингов на постройку железных дорог.

Все эти округи находятся на Малайском полуострове и соприкасаются на юге с так называемыми Соединенными малайскими государствами. Их площадь — 14 000 кв. миль. (36 000 кв. км.) , т. е. немного менее площади Швейцарии, а народонаселение — 500-600 тыс. жителей. Говорят, что Англия получит еще округа Перлис, Сатул и часть Рамана, смежные с тремя вышеозначенными. Если бы это случилось, то для Англии было бы легко прорыть канал в самой узкой части полуострова, на севере сих последних округов, из Сатула вдоль 7° сев. широты и тем укоротить путь к Гонконгу из Калькутты на 800 миль и от Цейлона — на 500 миль.

Для наглядности я имею честь приложить при сем карту Малайского полуострова (См. АВПР, ф. Японский стол, д. 1790, л. 19) . На ней красною краскою разных оттенков закрашены владения: 1) уже принадлежащие Англии, 2) которые она получит по договору и 3) которые, по слухам, также будут ей отданы по договору.

Из моих разговоров со сведующими людьми я могу сказать, что Сиам с удовольствием заключит такой договор.

Это совершенно понятно.

Сиамский король имеет слабые сюзеренные права на земли Кеда, Келантан и Трингану, которые управляются своими наследственными правителями, хотя и утверждаемыми королем. При них, правда, имеются английские советники, назначаемые королем, они доносят министру внутренних дел о положении страны, но этим и ограничиваются сюзеренные права. Король не имеет там своих войск и не получает оттуда никакого дохода. Только Келантан, по словам министра внутренних дел, платит Сиаму 10% своего дохода. Кроме того, почти все народонаселение состоит из ревностных мусульман, которые, как известно, ненавидят язычников-сиамцев.

С другой стороны, Сиам очень настойчиво стремится отделаться от права внеземельности. Он страдает от него гораздо больше, чем Турция от капитуляций.

При заключении Сиамом первых договоров в 1855 и 1856 гг. с Англиею и Франциею в королевстве было очень мало иностранцев, да и те, будучи чисто европейского происхождения, приезжали сюда на ограниченное время и, нажив состояние, возвращались на родину.

Но со времени присоединения Бирмы к Англии (в 1852 г.) 276 и Аннама (или Кохинхины) , Тонкина и Камбоджи (в 1867, 1883 и 1884 гг.) 277— к Франции, в Сиаме начало появляться из этих стран много иностранных подданных и протеже азиатского происхождения. Ни по роду жизни, ни по характеру они нисколько не отличались от местных подданных. Поженившись на местных женщинах, они оставались на постоянное жительство в Сиаме. Вследствие этого и непрерывного прилива новых лиц, число таких иностранцев начинало принимать угрожающие размеры. Им в Сиаме было даже лучше, чем на родине. Здесь они жили в совершенно тех же условиях, как и там, но не платили почти никаких податей и не несли никаких повинностей.

Вот главные причины желания Сиама заключить договор. [226]

Но я не понимаю причин, которые побуждают к этому Англию. Уже ныне ее влияние в упомянутых землях сильнее сиамского. В недалеком будущем оно еще более усилится. Поэтому, мне кажется, она могла бы немного подождать подходящего момента и получить те же земли, ничего за них не дав Сиаму.

Если Англия получит даже только три первые округа, то они вместе с Соединенными малайскими государствами составят площадь в 40 000 кв. миль (106 тыс. кв. км.) , равняющуюся площади Бельгии и двойной площади Швейцарии. Говорить серьезно о независимости упомянутых малайских государств нельзя. Хотя в последней статье союзного акта от июня 1895 г. между ними и Англиею 278 сказано, что Англия не имеет никакого намерения умалять власть их правителей, но в предыдущих статьях пояснено, что каждый из них может располагать своими доходами и войском только с согласия состоящего при нем английского резидента и должен вообще во всем следовать его советам 279.

С глубочайшим почтением и совершеннейшею преданностью имею честь быть в. впр-ва покорнейшим слугою.

А. Яковлев

АВПР, ф. Японский стол, д. 1790, лл. 15-18. Подлинник.


Комментарии

276. Имеется в виду вторая англо-бирманская война.

277. В 1867 г. Франция установила протекторат над Камбоджей, в 1883 г. — над Тонжином, в 1884 г. — над Аннамом.

278. Имеется в виду объединение в июне 1895 г. княжеств Негри-Сембилана (Сунгей-Уджонг, Срименанти, Джелебу и Рембоу) под верховенством ям-туана Срименанти и английского резидента. Официально Малайская федерация начала свое существование с 1 июля 1896 г.

279. В договоре о создании федерации говорилось, что правители малайских княжеств были согласны принять английского генерального резидента в качестве представителя правительства Англии, который подчиняется губернатору Стрейтс Сеттлментс, а также следовать советам генерального резидента во всех делах, кроме тех, что касаются мусульманской религии. Отныне генеральный, резидент контролировал деятельность резидентов в отдельных княжествах (В. А. Тюрин, Завоевание Малайи Англией, М., 1962, стр. 176).