№ 106

Донесение Л. П. Урусова В. Н. Ламздорфу о недовольстве «колониальной группы» франко-сиамским договором и о возможности отставки в связи с этим министра иностранных дел Франции Делькассе

№ 50

24 октября (6 ноября) 1902 г.
Париж

Милостивый государь граф Владимир Николаевич!

Г-н Делькассе, в беспримерно продолжительное время своего управления Министерством иностранных дел, сумел внушить к себе доверие и уважение всех иностранных правительств и успел также занять выдающееся место во французском политическом мире и приобресть расположение просвещенного круга в стране. Благоразумные люди одобряют новое во Франции и счастливое явление, состоящее, как казалось, в устранении Министерства иностранных дел от колебаний внутренней партийной борьбы.

Однако столь долгое обладание весьма завидным местом одним и тем же лицом нарушает интересы и личные чистолюбивые расчеты многих политиканов. Несколько раз уже делались попытки подорвать положение г-на Делькассе, но ему удавалось без особого труда расстроивать козни. За последнее время нападки повторялись все чаще, и ныне составилось против министра, можно сказать, нечто в роде заговора. Поводом к тому послужил только что заключенный с Сиамом договор, и эта почва для нападения была выбрана довольно искусно, так как колониальные дела малоизвестны публике 260.

Во Франции существует, под именем колониальной, группа негоциантов, предпринимателей и разных лиц, имеющих интересы в колониях. В среде этой группы, занимающейся исключительно вопросами колониальными, составились общества и комитеты—Африканский, Азиатский и другие. Как все люди, посвятившие себя односторонней деятельности, les Coloniaux ставят близкие их сердцу и карману интересы выше всяких других, и им они готовы пожертвовать общею пользою государства. Во главе этой партии стоят члены парламента и другие политиканы, в числе коих находятся известные завистники и враги г-на Делькассе 261.

Новый договор с Сиамом 262, заслуживающий одобрение компетентных беспристрастных судей и положивший конец опасным недоразумениям бангкокского и французского правительств, подвергся самой резкой критике «колониальных», предпринявших яростную кампанию против министра иностранных дел 263. В журналах и в газетах появилось множество статей, [215] стремящихся доказать прямой и непоправимый вред, нанесенный им как торговым, так и политическим интересам Франции, национальное самолюбие коей потерпело будто при этом чувствительное поражение.

Противники г-на Делькассе стараются всеми средствами повлиять на большинство представителей в парламенте и добиться отказа палат в ратификации договора. Понятно, что последствием такого отказа была бы немедленная отставка г-на Делькассе. Кандидат «колониальных» на его место г-н Этиен 264, бывший короткое время министром торговли в кабинетах Тирара и де Фрейсине 265. Г-ну Этиену, г-ну Миле, бывшему резиденту в Тунисе, и г-ну Думеру приписывают главную роль в предпринятой против г-на Делькассе кампании 266. К этим трем лицам многие присовокупляют еще и г-на Ганото.

Г-н Делькассе, с которым я несколько раз говорил о направленных против него нападках, по-видимому, вовсе не опасается козней своих врагов. Он убежден, что публикация изготовляемой им желтой книги о сиамских делах и объяснения, которые он намерен дать палате при представлении договора, опровергнут, безусловно, все с трудом собранные против него недобросовестные обвинения.

Подобный исход затеянной интриги крайне желателен. Не говоря уже о вышеприведенных общих, а также и о собственных наших соображениях в пользу сохранения за г-ном Делькассе настоящего его положения, но и с точки зрения чисто французских интересов его отставка имела бы вредные последствия. В кабинете г-на Комба он не без основания считается представителем умеренных идей и противовесом в известной мере ультрарадикальным стремлениям большинства членов нынешнего правительства. Общественное мнение придало бы его выходу из министерства значение нового и важного шага по направлению крайне левых принципов. К тому же хорошо известны его дружеские связи с г-ном Лубе 267. Удаление г-на Делькассе от дел сочли бы личным поражением для президента республики, и оно еще уменьшило бы уже и так, к сожалению, недостаточный авторитет последнего.

Покорнейше прошу в. с-во принять уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности.

Кн. Л. Урусов

АВПР, ф. Канц., 1902 г., д. 74, т. I, лл. 232-235 об. Подлинник.


Комментарии

260. По подписанному 7 октября 1902 г. соглашению между Францией и Сиамом предусматривалось, что к владениям Франции в Камбодже присоединяются провинции Мелоу-Прей и Тонле-Репу, а также княжество Бассак. Камбоджийские провинции Баттамбанг и Сием-Реап остаются у Сиама. Франция получает полосу земли шириной 30 км на правом берегу оз. Тонле-Сап. Сиам сохраняет свой суверенитет над частью Луанг-Прабанга, которая расположена на правом берегу Меконга. Франция обязывается эвакуировать г. Чантабури в восточной части Сиамского залива. Аннулируются статьи 3 и 4 договора 1893 г. о создании вдоль Меконга нейтральной зоны. Сиамское правительство получает право ввести в этот район свои войска. Ликвидация нейтральной зоны мотивировалась тем, что там нашли убежище повстанцы во время восстания 1902 г. Французское правительство согласилось пересмотреть список своих протеже в Сиаме и в дальнейшем составлять его под контролем сиамского правительства; было оговорено также, что выходцы из французских колоний будут пользоваться на территории Сиама покровительством французского правительства только до второго поколения; покровительством Франции не могли больше пользоваться выходцы из азиатских французских колоний, если они переселились в Сиам до того, как эти страны были захвачены Францией. Это соглашение вызвало резкую критику по адресу Делькассе (G. Clech, Le Siam et ses relations avec la France, pp. 103-104; «L’Asie franсaise», 1902, pp. 474-475; K. Subamonkala, La Thailande et ses relations avec la France, p. 169).

261. Колониальные круги Франции выступили с протестами против соглашения, обвиняя Делькассе в отступничестве, в «отречении от Франции» в пользу «азиатского царька». Причинами недовольства были: сохранение за Сиамом богатых камбоджийских провинций— Баттамбанга, Сием-Реапа, Сисофона, к захвату которых стремились колониальные круги, сохранение status quo в Луанг-Прабанге; отказ от нейтральной зоны вдоль Меконга; перемены в системе консульской юрисдикции французских протеже в Сиаме. Колониалисты требовали навязать Сиаму соглашение о новых уступках, не учитывая перемен в международной обстановке.

262. О заключении договора Нарышкин сообщил Ламздорфу в донесении от 25 сентября (8 октября) 1902 г. (опубл. в журн. «Исторический архив», 1957, № 6, стр. 129-130).

263. Реакция колониальных кругов Франции на заключение договора отражена в донесении русского военного агента во Франции В. П. Лазарева управляющему делами Военно-ученого комитета В. П. Целебровскому от 6 (19) ноября 1902 г. (ЦГВИА, ф. 440, д. 209, Л. 103 и об.).

264. Э. Этьен (1844-1921) — французский политический деятель. С 1881 г. — депутат парламента от республиканской партии. Был заместителем государственного секретаря в Министерстве морского флота и Министерстве колоний в 1887-1892 гг. В 1894-1895, 1902-1904 гг. — вице-президент палаты общин, в 1905 г. — министр внутренних дел, затем военный министр (1905-1906 гг.).

265. См. прим. 157.

266. Этьен возглавлял те колониальные круги Франции, которые выступили против франко-сиамского соглашения 1902 г. В переговорах с Делькассе Этьен настаивал на заключении с Сиамом дополнительного соглашения, которое предоставило бы провинциям Ангкор и Баттамбанг автономию. Статья о 25-километровой зоне вдоль Меконга должна была получить чисто военное обязательство (сервитут). Он требовал точного определения условий для получения визы французского протеже. Из этой категории не должны были исключаться ни китайцы, проживающие в Индокитае, ни камбоджийцы, проживающие в Сиаме. Он также требовал для всех пользующихся французским покровительством сохранения консульской юрисдикции (G. Clech, Le Siam et ses relations avec la France, p. 105).

267. Эмиль Лубе — президент Франции (1899-1906).