№ 6

Донесение П. А. Шувалова А. Г. Жомини об ухудшении англокитайских отношений в связи с нападением на экспедицию Марджори—Брауна

№ 104

2 (14) октября 1875 г.
Лондон [35]

Перевод

Господин барон!

Лорд Дерби снабдил меня некоторыми сведениями о теперешнем состоянии отношений между Англией и Китаем.

По его мнению, это дело приняло совершенно неожиданный оборот. Вначале английское правительство думало, что, для того чтобы добиться наказания убийц г-на Марджори и загладить вину перед миссией полковника Брауна, ему придется иметь дело лишь с Бирманской империей. Китай тогда был лишь на втором плане.

Однако положение полностью изменилось. Бирма как будто готова была удовлетворить требования Англии, в то время как Китай оказал сопротивление, что сильно ухудшило положение.

Теперь узнали из достоверных источников, что г-н Марджори погиб на китайской территории и, вероятно, по наущению местных властей, а может быть, даже от выстрелов, непосредственно направленных ими. Центральное пекинское правительство отказывается провести следствие на месте с участием и под наблюдением английского представителя. Это было основное требование. Все остальные — такие, как пересмотр тарифов, опубликование договоров в правительственной газете и т. д. и т.п.,— были второстепенными. [36]

Но наказание убийц г-на Марджори было тем пунктом, в котором английское правительство не могло уступить.

Лорд Дерби еще раз заверил меня, что разрыв с Китаем и военные действия против него никому здесь не желательны. Англия вложила в дело слишком много материальных средств, чтобы не опасаться событий, которые могли бы нанести им ущерб. Правительство в свою очередь имеет твердое намерение всеми средствами добиваться сохранения мира.

Для этого будут, насколько возможно, оттягивать принятие необходимых мер к укреплению военных сил в этом отдаленном приморском районе Востока.

Если разрыв отношений все-таки произойдет, то это еще не будет означать войну, потому что, когда китайское правительство увидит у входа в свои порты британский флот и армию, оно пойдет на уступки и примет те предложения, которые сегодня отклоняет.

Англия, таким образом, будет вынуждена принести тяжелые, к тому же бесполезные денежные жертвы и предпринимать одно время усилия, бесплодность которых будет в какой-то мере известна заранее.

Эта манера уступать только в последний момент давно слишком хорошо известна в отношениях китайцев с европейскими державами.

Что же касается развязывания серьезной войны против Небесной империи, то это никоим образом не входит в намерения сент-джеймского кабинета.

Поэтому, оставаясь непреклонными, будут искать, насколько возможно, мирного решения.

Если бы британскому представителю г-ну Уэйду пришлось покинуть Китай и разорвать отношения с правительством, при котором он аккредитован, то этому событию не было бы придано значения разрыва, ведущего к войне.

В этом случае г-ну Уэйду будет предложено вернуться в Лондон, и правительство сохраняет за собой возможность детально обсудить с ним, что следует предпринять, и только тогда будет принято окончательное решение.

Такова сущность сведений, которые лорд Дерби любезно мне сообщил.

Примите, г-н барон, уверения в моем глубоком уважении.

Шувалов

АВПР, ф. Канц., 1875 г., д. 71, т. 2, лл. 569-572. Подлинник на франц. яз.