№ 87

Донесение Н. В. Чарыкова А. П. Извольскому о растущем интересе Японии к голландским колониям в Ост-Индии

№ 27

11 (24) июля 1907 г.
Гаага

Милостивый государь Александр Петрович!

Здешний германский посланник сообщил мне, что он получил от германского консула на острове Яве сведения о появлении в нидерландских Ост-Индских колониях за последнее время значительного числа японских офицеров, занимающихся изучением местности.

Офицеры эти по большей части действуют скрытно, под видом садовников или ремесленников. Но вскоре ожидается прибытие в Батавию японского полковника, который отправляется туда с официального ведома своего и голландского правительств «для ученых занятий».

Кроме того, по тем же сведениям, в Батавии скоро ждут японскую эскадру, крейсирующую в Малайском архипелаге.

Деятельность Японии в Нидерландской Индии уже обратила на себя взимание здешней немецкой газеты «Deutsch Wochenzeitung fur Niederland und Belgien» и главных органов голландской печати в связи с недавними слухами, будто Япония предложила гаагскому кабинету уступить ей один из островов Инсуль-Индии (Так в тексте).

Слух этот был тотчас авторитетно опровергнут, со ссылкой на существующий между Голландией и Великобританией договор, запрещающий уступку этими государствами кому-либо третьему какой-либо части их Ост-Индских колониальных владений 272.

Однако страх перед Японией и опасение, что она под каким-нибудь предлогом захватит часть Голландской Индии, а то и всю ее, продолжают удручать здешнее правительство и обязывают его тщательным образом избегать всего, что могло бы не понравиться японцам. Этим объясняется и совершенно пассивное отношение правительства к отмеченным германским посланником японским разведкам. [180]

Упомянутый страх отзывается также на отношении нидерландских делегатов на конференции к некоторым вопросам морского права и нейтралитета 273.

Так, министр иностранных дел сообщил мне, что при выработке конвенции о пребывании судов воюющих держав в нейтральных портах нидерландское правительство очень желало бы обеспечить за собою право регулировать самостоятельно правила означенного пребывания, или даже вовсе воспрещать таковое, но так, чтобы не подвергаться законным нареканиям со стороны воюющих, в особенности Японии.

Под влиянием того же настроения здешняя печать отнеслась крайне сдержанно к новейшим событиям в Корее 274. Главная голландская газета «Niewe Rotterdamschе Courant» от 21 июля 1907 г., посвятив отречению от престола корейского императора обширную статью, заключила ее следующими замечаниями: «Господство Японии может еще стать для Кореи благодеянием; до сих пор оно таковым не было. Японцы обладают в высокой степени способностью усваивать полезные примеры. Эта способность может им очень пригодиться, если они станут поучаться у тех народов, которые уже преуспели в области колонизации. Для нас, нидерландцев, будет крайне важно следить со вниманием за опытами этой новой колониальной державы».

Корейская депутация 275, о которой я имел честь упомянуть в донесении от 28 минувшего июня за № 26 276, выехала на днях на родину. Один из ее участников скончался здесь, и тело его отправлено для погребения морем в Корею.

Покорнейше прошу вас, м. г., принять уверение в глубоком моем почтении и таковой же преданности.

Н. Чарыков

АВПР, ф. Канц., 1907 г., д. 77, лл. 63-64. Подлинник.


Комментарии

272. Имеется в виду Лондонский договор 1824 г.

273. Речь идет о второй Гаагской конференции мира, созванной в 1907 г. Практических результатов эта конференция, как и первая, состоявшаяся в 1899 г., не дала, ограничившись пожеланием о сокращении расходов на военное дело и принятием ряда конвенций по правилам ведения войны.

274. В результате русско-японской войны Япония стала безраздельно господствовать в Корее. После жалобы корейского императора на японские насилия в адрес Гаагской конференции держав в июне 1907 г. японцы свергли его, посадили на престол его сына и заключили с последним договор, окончательно превративший Корею в японскую колонию.

275. Речь идет о депутации, посланной корейским императором на Гаагскую конференцию.

276. Н. Чарыков в донесении А. П. Извольскому от 28 июня (11 июля) 1907 г. сообщал о прибытии в Голландию двух японских крейсеров с дружественным визитом. В связи с оценкой реакции в Голландии на этот визит («пребывание японских судов прошло здесь почти незамеченным») Чарыков остановился на положении корейской делегации, прибывшей на Гаагскую конференцию мира. Нидерландское правительство согласилось принять делегацию только в том случае, если она будет представлена японским посланником, т. е. Голландия признала зависимость Кореи от Японии. Не имели успеха и обращения корейской делегации к другим участникам конференции. Чарыков также сообщал о значительной популярности корейской делегации среди различного рода общественных организаций, в частности, он упоминает о выступлении корейских делегатов на заседании Международного пацифистского клуба (см. АВПР, ф. Канц., 1907 г., д. 77, лл. 60-61).