№ 76

Донесение К. В. Струве М. Н. Муравьеву о выступлениях турецкой печати в защиту мусульманского населения голландских колоний в Юго-Восточной Азии

№ 135

13 (25) августа 1898 г.
Гаага

Милостивый государь граф Михаил Николаевич!

В здешних правительственных кружках много говорят о появившихся вновь в главных органах нидерландской печати статьях, освещающих тенденциозные наладки турецкой придворной газеты «Ма-лумат» на администрацию нидерландских ост-индских колоний по поводу притеснения пришлого турецко-мусульманского населения колоний.

В настоящее время и «Ма-лумат», и французское издание его «Сереет» запрещены в колониях. Несмотря на это, оба издания продолжают вести ярую пропаганду своих идей. «Мусульмане всего мира — братья, — так начинается статья в «Ма-лумате» от 12 июля с. г., — и когда мусульманин терпит несправедливость, то другие, его единоверцы, обязаны протянуть ему руку помощи». Далее говорится, что ответ «Ма-лумату» батавской газеты «Bintang Batavi» написан, «дабы выказать покорность правительству и удалить опорный вопрос от его исходной точки».

«Ма-лумат» выставляет на вид, что Голландия не имеет военной силы, необходимой для владычества над 35 миллионами мусульманских подданных, что для христиан всех наций в нидерландских колониях Индийского архипелага существуют одни и те же законы, между тем как мусульмане там, в особенности мусульмане турецкие, находятся в несравненно худшем положении. «Обращение в исламизм китайца, — говорит турецкая газета, — наказуется ссылкою и цепями».

Нидерландская печать обращает внимание правительства на дешевизну этих двух газет, «Ма-лумата» и «Сервета» (5 и 2 1/2 сента за номер), получающих щедрые субсидии из кассы султана на панисламскую пропаганду. Агитация в «Ма-лумате» началась после греко-турецкой [168] войны 258, когда обаяние султана сильно поднялось в глазах всего мусульманского мира, — в британской и нидерландской Индии, и во французских и германских африканских владениях, — сперва в виде передовых статей, а затем под заглавием «писем» агентов-корреспондентов.

В нидерландских колониях, по словам голландской печати, крайне опасная пропаганда панисламских стремлений особенно распространена среди местных мусульманских «хаджей», меккских богомольцев, получающих газету «Ма-лумат» контрабандою через Сингапур. Прежде всего имеется в виду полная во всех отношениях равноправность пришлого мусульманского населения с местными уроженцами-мусульманами, и всех их — с европейцами. Главным средством к этому служит воспитание и обучение в Константинополе, на иждивеньи султана, молодых мусульман из нидерландских ост-индских владений, отправляемых в Турцию через посредство особых турецких агентов и возвращающихся по совершении паломничества в Мекку ярыми противниками голландского владычествования.

Печать советует нидерландскому правительству, по примеру великобританского и французского правительств, запретить такого рода отлучки под страхом строгого наказания, и высказывает серьезные опасения за спокойствие колоний, если бы Порте удалось добиться хотя кратковременного пребывания в Константинополе одного из подвластных Голландии султанов Индийского архипелага на возвратном пути с гагских празднеств по случаю принятия бразд правления молодою королевою.

Не придавая чрезмерного значения вышеизложенному, нельзя не видеть во вновь начавшемся в Индийском архипелаге волнении за идею панисламизма подъема духа мусульманского мира и сознания Портою своей силы и своего влияния, как центра ислама, сознания, вновь проснувшегося после греко-турецкой войны и армянских дел 259 и находящего отголосок среди всех мусульман благодаря железной дисциплине ислама.

С глубоким почтением и совершенною преданностью имею честь быть в. с-ва покорнейшим слугою.

К. Струве

АВПР, ф. Канц., 1898 г., д. 65, лл. 12-14. Подлинник.


Комментарии

258. Речь идет о греко-турецкой войне 1897 г., в которой Греция потерпела поражение. Лишь в результате вмешательства России греческая армия была спасена от полного разгрома. 4 декабря 1897 г. в Константинополе был подписан мирный договор между Турцией и Грецией, по которому последняя обязывалась возместить Турции военные убытии.

259. Имеются в виду массовые избиения армянского населения при Абдул Хамиде II в 1894-1896 гг. в Сасуне, Эрзеруме, Диярбекире, Трапезунде, Урфе, Батлисе, Харпуте и Стамбуле после подавления армянского восстания в районе Сасуна.