№ 56

Донесение Н. А. Столыпина временно управляющему МИД Н. К. Гирсу о колониальном бюджете Голландии и ее протесте против приобретения австро-венгерским консулом в Гонконге д’Овербеком концессии на Северном Борнео

№ 193

2 (14) декабря 1881 г.
Гаага [131]

Перевод

Господин государственный секретарь!

Палата депутатов приняла несколько бюджетов. Так как дебаты по этому вопросу не представляют никакого интереса, я ограничусь сообщением в. впр-ву того, что бюджет Индии 210 сведен с дефицитом почти в 10 млн. флоринов, который будет покрыт нидерландским казначейством. С начала ачинской войны бюджеты Индии ежегодно остаются непокрытыми. Вследствие этого палата разрешила министру финансов [132] авансировать колониальному правительству сумму в 25 или, предназначенную для того, чтобы сбалансировать бюджет 1812 г. я предшествующих лет.

Само собой разумеется, что поскольку Индия, являющаяся владением Нидерландов, не может требовать субсидий от метрополии, колониальная касса останется должна эти 65 млн. нидерландской государственной казне.

Голландское общество очень озабочено вопросам о Борнео. Вот содержание этого вопроса и относящегося к нему инцидента.

Так как по договору 1814 г. 211 Нидерланды снова получили свои владения в Лидии, управлявшиеся Великобританией во времена господства Наполеона I над Голландией, то в 1824 г. было заключено новое соглашение, признававшее полную власть и свободу действий Нидерландов в их колониях Индийского архипелага 212.

Итак, среди островов этого архипелага находится обширный остров Борнео, только часть которого подвластна колониальному правительству, в то время как северная часть его подчинена власти султана Брунея, который в 1847 г. обязался договором никогда не уступать никакой части своей территории без согласия Великобритании 213

Барон д’Овербек, консул Австро-Венгрии в Гонконге, получив от этого султана значительную территорию, испросил на это санкцию Англии и создал общество по типу бывшей Ост-Индской компании для эксплуатации и колонизации приобретенного участка 214.

Поскольку этот акт ущемляет права Нидерландов, в стране обеспокоились и настаивают, чтобы правительство потребовало от Великобритании воздержаться от нарушения прав Нидерландов своими санкциями.

Г-н Рохуссен, министр иностранных дел, к которому был обращен запрос в палате, заявил, что, судя по устным и письменным заверениям английского правительства, речь идет не об установлении политического протектората над северной частью Борнео, а лишь о чисто торговом частном предприятии, причем Великобритания оставила за собой право направить туда консулов для защиты в случае необходимости интересов своих подданных.

Г-н Рохуссен закончил свою речь заявлением, что нидерландское правительство не могло более настаивать из опасения вызвать дипломатические осложнения.

Министр колоний, в свою очередь, отвечая палате, слегка расцветил свою речь риторикой.

А в конце концов Англия утвердила устав Общества Овербека.

Примите, г-н государственный секретарь, уверения в моем глубоком уважении.

Столыпин

АВПР, ф. Канц., 1881 г.. д. 87, лл. 59-61 об. Под­линник на франц. яз.


Комментарии

210. Под Индией подразумевается Нидерландская Индия, т. е. Индонезия.

211. Имеется в виду Лондонская конвенция от 13 августа 1814 г., заключенная между Англией и Голландией, о возвращении Голландии ее бывших колоний, захваченных Англией в эпоху наполеоновских войн.

212. Речь идет о Лондонском договоре 17 марта 1824 г., разграничившем сферы влияния между Англией и Голландией в Индонезии и Малайе.

213. В 1847 г. Д. Брук от имени английского правительства заключил с султаном Брунея договор, допускавший английских торговцев в Бруней.

214. В 1865 г. консул США в Брунее Мозес получил от султана права на аренду территории Северного Борнео, которое он перепродал своим соотечественникам Торри т Харрису, организовавшим «Америкен трейдинг Ко оф Борнео». Деятельность американцев вызвала тревогу у обосновавшихся на Лабуане и в Брунее английских купцов, которая особенно усилилась, когда американские концессионеры стали пытаться продать свои права США или Германии. Вскоре Торри продал свою долю барону Овербеку, консулу Австро-Венгрии в Гонконге. Овербек в свою очередь привлек к предприятию представителя Лондонского торгового дома в Шанхае Альберта Дента. Английские колониальные власти о-ва Лабуан, захваченного Англией у Брунея в 1841 г., решили использовать компанию Овербека для дальнейших захватов на Калимантане. Губернатор Лабуана согласился помочь Овербеку в переговорах с султаном Брунея о продлении срока аренды, а в хартию компании был внесен пункт, по которому конечное разрешение на аренду зависело от английского правительства. 29 декабря 1877 г. султан подписал соглашение об аренде компанией территории Северного Борнео. Вскоре Овербек продал свою долю Денту, и таким образом компания превратилась в чисто английское предприятие. Борьба Дента и стоявших за ним дельцов и политиков в Англии закончилась в 1881 г. тем, что парламент утвердил хартию компании, которая с мая 1882 г. стала именоваться «Бритиш Норт Борнео Ко» (Компания Британского Северного Борнео). Компания не только эксплуатировала богатства Неверного Борнео, но и осуществляла административные функции на территории.