№ 41

Донесение П. А. Капниста Н. К. Гирсу о продолжении борьбы в Аче против голландских колонизаторов

№ 21

2 (14) августа 1889 г.
Гаага

Милостивый государь Николай Карлович!

Последние известия из Ачина далеко не удовлетворительны. [91] Генерал-губернатор Восточных колоний официально сообщил о значительных потерях, понесенных колониальной армией от нападения ачинцев на крепость Котти-Поама 113.

Поражение это важнее всех предшествующих с начала борьбы с ачинцами. Три голландских офицера убито, а всего раненых и убитых насчитывают 111 человек.

Несмотря на эту неудачу, нидерландское правительство продолжает быть уверенным в возможности в скором времени завершить дело умиротворения этой части Суматры. Главную надежду возлагает оно на утверждение власти местного султана и на влияние через его посредство на население 114.

Этот способ управления колониями всегда практиковался голландцами и долгий опыт показал его преимущества.

Теперешний ачинский султан несовершеннолетен 115. В действительности управляют лица, его окружающие. Из них одна партия стоит за отчаянную борьбу с иноземцами, другая желает вступить в дружеские отношения с нидерландским правительством и непрочь пойти на денежную сделку 116.

Задача нидерландского правительства могла бы, следовательно, состоять в сближении с этой партией.

Недавно голландский резидент в Ачине 117 приезжал в Гагу для совещания с министром колоний г-ном Кохениусом 118 и, насколько мне удалось узнать, результатом этого свидания было установление программы дальнейших действий с задачею: закрепить власть молодого султана; дать ему и его приближенным субсидию; через его посредство постепенно усилить влияние нидерландских властей; заручиться обязательством содействия военных сил султана и мало-помалу передать начальство ими голландским офицерам.

Удастся ли нидерландскому правительству выполнить эту трудную задачу, может показать только время.

Умиротворение Ачина — дело чрезвычайной важности для Голландии. Не только в смысле материальных интересов и внутреннего спокойствия, но и в международном отношении настоящее ненормальное положение дел постоянно грозит усложнениями с другими государствами, особенно с Англией, с которой уже было столкновение по делу судна «Низеро».

Ачин признан провинциею нидерландских колоний, на деле же, по крайней мере до сего времени, нидерландская правительственная власть совершенно бессильна в этой части острова.

Между тем иностранные суда постоянно подвергаются опасности нападения со стороны полуразбойничьего побережного населения Ачина и за удовлетворением неминуемо должны обращаться к официально признанной власти, т. е. голландскому правительству, которое, будучи в Ачине бессильным, не в состоянии их удовлетворить.

С глубочайшим почтением и таковою же преданностию честь имею быть, м. г., в. впр-ва покорнейший слуга.

Гр. П. Капнист

АВПР, ф. Канц. 1889 г., д. 57, лл. 98-101. Подлинник.


Комментарии

113. В апреле 1889 г. Тенку Чхик ди-Тиро начал наступление на крайний восточный пункт голландских укреплений — форт Кота-Похама (в донесении Капниста он назван Котти Поама) и захватил ряд блокгаузов, расположенных вокруг форта. 26 июля 1889 г. он разгромил подкрепления, посланные из Кутараджи под командованием майора В. К. ван де Санде. По сообщению голландской газеты «Стаатс курант» от 4 и 5 августа 1889 г., голландцы потеряли убитыми и ранеными не 111, как доносит Капнист, а 112 человек (Ismail Jacub, Tengku Tjhik di Tiro, hal. 150).

114. Голландцы начиная с 1884 г. пытались путем подкупа и уговоров заставить султана, находившегося в Кемале, и его окружение признать их власть, обещая вое становить султанат. Эти попытки участились в 1889-1890 гг. Крупные феодалы, перешедшие на сторону голландцев, неоднократно посещали Кемалу и вели там переговоры.

115. Имеется в виду султан Аче Мохаммад Дауд (1875 — 1903), который был в младенческом возрасте, когда умер его предшественник. Более активную роль в руководстве борьбой за независимость султан стал играть после смерти Тенку Чхик ди-Тиро (1891 г.) и убийства Теуку Умара (1899 г.), но и тогда фактическим руководителем борьбы был глава саги 22 мукимов Панглима Полем. В 1903 г. султан и Панглима Полем после перехода на сторону голландцев основной массы феодалов и разгрома сил сопротивления были вынуждены сдаться голландцам. Сначала Мохаммад Дауд был поселен в Кутарадже, а в 1907 г., после нового восстания на севере Аче, был переведений Амбоину.

116. Не этому времени разногласия среди руководителей антиголландского движения стали значительно заметнее. Вожди движения из среды наследственных феодалов — улубалангов и имамов, группировавшиеся вокруг султанского двора в Кемале, склонялись к переговорам с голландцами, и часть из них (крупные феодалы саги 26 мукимов и столичного района) уже перешли на сторону голландских колонизаторов. Партия, стоявшая за продолжение сопротивления, возглавлялась уламами (духовными лицами) и выходцами из народа. Во главе этой партии стояли Тенку Чхик ди-Тиро и Теуку Умар.

117. Имеется в виду генерал X. К. Ф. ван Тейн, бывший губернатором Аче в 1886-1891 гг.

118. Речь идет о министре колоний Нидерландов в 1888-1890 гг.