№ 259

Письмо штабс-капитана А. Едрихина 564 В. П. Целебровскому о введении новой системы управления на Филиппинах и нападениях повстанцев на американские войска

4 (17) октября 1901 г.
Манила

Милостивый государь Виталий Платонович!

До сих пор в военном отношении Филиппины подразделены были на департаменты, департаменты на дистрикты, дистрикты на суб-дистрикты и т. д. Заведующий каждым из таких подразделений начальник являлся вместе с тем и командиром войск, расположенных в его районе. Так как войска были разбиты на маленькие гарнизоны и по мере надобности перебрасывались из одного места в другое, то обыкновенно происходило то, что роты разных полков перемешивались между собою, пехотные офицеры командовали иногда конницею, а кавалерийские начальники имели в своем распоряжении пехоту. Больших неудобств от такого порядка вещей, однако, не было, потому что рота по условиям обстановки (раздробленность инсургентских команд) обратилась в самостоятельную боевую единицу, а старшие начальники, начиная с командира батальона, являлись в сущности военными администраторами.

После объезда Филиппин в июле главный адъютант армии генерал Корбин признал необходимым изменить эту военную систему, и с 1 ноября 1901 г. она будет иметь следующий вид:

Департамент Северного Люсона:

генерал Wheaton, главная квартира г. Манила.

Первая отдельная бригада

генерал Bell, главная квартира г. Дагупан.

Район из 11 северных провинций.

Вторая отдельная бригада

генерал Фунстон.

Район из 8 1/2 провинций, ближайших к г. Маниле.

Департамент Южного Люсона:

генерал Wade, главная квартира г. Манила. [488]

Третья отдельная бригада

генерал Sumner, главная квартира г. Батанга.

Район 5 1/2 провинций о-ва Миндора и прилегающие мелкие.

Четвертая отдельная бригада

генерал Грант, главная квартира Нуэва Касерес.

Район — юго-восточная оконечность о-ва Люсона и мелкие о-ва у берегов.

Департамент Визаия

генерал Hughes, главная квартира Илоило (Ранай) (Так в тексте, следует: Панай).

Пятая отдельная бригада

генерал Hughes, главная квартира Илоило.

Район о-ва Панай, Негрос, Себу, Богов и прилегающие мелкие.

Шестая отдельная бригада

генерал Смит, главная квартира г. Таклобан (Лейта).

Район о-ва Лейта, Самар и мелкие.

Департамент Минданао и Холо составляет

Седьмую отдельную бригаду

генерал Davis (временно-командующий), главная квартира Замбоанга.

Район о-ва Минданао, Холо (группа), Парагуа, Каламианес (группа) и др. мелкие.

Пост Манила

Войска, расположенные в городе, подчиняются непосредственно главнокомандующему.

Таким образом, в военном отношении территория Филиппин будет подразделена на 7 отдельных бригад. Название бригад присвоено вероятно потому, что в бытность здесь генерала Корбина в действиях инсургентов произошло маленькое затишье, и американцы намеревались стянуть войска в несколько крупных гарнизонов. Но при первой же попытке увода войск из городов волнение начало усиливаться и сосредоточение войск пока отложено, т. е., другими словами, новая система не внесла пока ничего нового, — вернее не обещает пока ничего нового, кроме того, что бригадным командирам предоставлена большая власть и самостоятельность. Войска на неопределенное время останутся разбросанными но стране более чем в 400 пунктах. Так как войска довольствуются не местными средствами, а продуктами, привозимыми из Америки, то распоряжением главного квартирмейстера, сообразно новой организации, для обслуживания войск назначены: 1 транспорт для 1-й и 2-й бригад и 1 транспорт для 3 и 4 бригад. Оба транспорта в Манильской гавани, 1 транспорт для 5 бригады в Илоило, 1 транспорт для 6 бригады в Таклобане и 1 — для 7-й бригады в Замбоанге. И 2 передаточных транспорта между Манилою и Замбоанга (через Илоило).

Бригадные командиры по-прежнему будут командовать теми ротами, которые попадут в их районы.

В течение ближайших двух-трех месяцев, вероятно, потребованы будут свежие войска из Америки, так как вследствие потерь в стычках, дезертирства и главным образом болезней состав рот в настоящее время 65 — 75 человек. Этот состав должен значительно уменьшиться в октябре [489] и ноябре, потому что выслужившие срок нижние чины не желают записываться на новую службу. Кроме тяжелого климата, на воображение не только солдат, но вообще американцев сильно подействовало нечаянное нападение на о-ве Самаре, где инсургенты вырезали роту С. 9-го (Так в тексте) пехотного полка. Теперь везде ждут нападений, в Маниле патрули на окраинах города стоят и днем и ночью. Американцы-учители понемножку убегают из провинции. Действительно, в последние 2-3 недели инсургенты сильно оживились — на Люсоне и Себу произведено было несколько нападений на американские команды, причем оказались убитыми несколько офицеров и нижних чинов, между прочим 2 лейтенанта, с которыми я ранее был в экспедиции.

В нынешнюю поездку, из которой я возвратился вчера вечером, я видел очень многое, так например, тагалы самые «мирные» покупают «антинг-антинг», т. е. бумажки с таинственными вокабулами, как талисман от пули. Более образованные, слышавшие о России (большинство тагалов не знают никого, кроме испанцев и американцев), после нескольких минут разговора довольно откровенно сообщают, что они устроят новую революцию через некоторое время. На вопрос, когда же приблизительно — через 2-3 года [?] ”Nо — antes!” (Нет, ранее!).

Американцы не без основания говорят, что многими из потерь они обязаны своим же дезертирам. Действительно, беглые солдаты составляют самый активный элемент среди инсургентов. В каждой команде есть по нескольку таких авантюристов, они обыкновенно вешают на деревья записки к бывшим своим товарищам с приглашением перейти на сторону инсургентов, производят разведки и командуют тагалами. Нападение на о-ве Самаре было устроено по плану этих дезертиров. В г. Balangiga стоял ранее 1-й пехотный полк, который оставил здесь часть своих вещей, и вот накануне нападения 2 дезертира в хаки с ружьями и патронами на поясе пришли в пород. Солдаты 9-го полка приняли их за нижних чинов 1-го полка. Дезертиры высмотрели все лично, вероятно, побывали у местного священника, потому что ночью часть инсургентов спряталась в церкви, а утром устроили нападение на солдат, сидевших в столовой за завтраком. Подробности этого нападения известны из посланной мною вырезки.

Для репрессий на о-в Самар посланы подкрепления с севера Люсона — 1 батальон пехоты и генерал Смит.

Несмотря на все это очень неясное положение, американцы скоро приступят к формированию туземных войск. Бывшие до сих пор при войсках разведчики явятся кадром. Каждая рота туземцев будет состоять из: 1 первого сержанта, 1 квартирмейстера сержанта, 6 сержантов, 10 капралов, 2 поваров, 1 лабораториста, 2 музыкантов, 81 рядового. Всего 104.

Срок службы начнется считаться с 30 июня 1902 г.

В каждую роту будет назначено по 1 или 2 офицера из командующих ныне разведчиками.

Роты будут носить название № 1 — 50. По мере надобности роты могут быть расформированы, и разведчики будут придаваться к регулярной армии.

Предположено набрать:

в департаменты Северного Люсона роты № 1-28

Южного Люсона

№ 29-34

Визаия

№ 35-47

Минданао и Холо

№ 48-50 [490]

Роты будут вооружены ружьями Спрингфильда и карабинами калибра 45.

Есть вполне достаточные основания сомневаться в том, что эта мера своевременна и благоразумна.

Прошу извинить меня за некоторую несвязность и неполноту известий — 4 дня тому назад, перебираясь по гнилому мосту, я провалился вместе с лошадью и несколько разбился, а затем пришлось выдержать в течение ночи страшный тайфун в море. Но вместе с тем я тороплюсь писать, так как сегодня уезжает отсюда наш консул, с которым я и отправляю письмо через Гонг-Конт.

Мои первоначальные предположения закончить работу в течение 48 месяцев не оправдываются. Поездки по провинции каждый раз дают мне много нового. Пока я изучил большую часть Люсова. Через 3 дня еду на юг на Самар (если позволят), Лейту, Себу и т. д. Американцы очень косятся на европейцев. 3 дня тому назад сюда приехал английский офицер капитан Clyde, военные власти приняли его чрезвычайно любезно, и так как Clyde заявил, что потом он намерен ехать в Америку, то генерал Чаффи очень любезно предложил ему место на первом же транспорте, отходившем в С.-Франциско, и капитан Клайд успел только переложить свой багаж с парохода на пароход.

Если в течение ближайшего времени не произойдет ничего особенного, то и в таком случае мне придется пробыть здесь еще не менее трех месяцев.

Прошу вас, м. г., принять уверение в совершенном почтении и преданности.

9/4 (Так в тексте) октября 1901 Алексей Едрихия

Манила

Помета на л. 11: Подполковнику Новицкому. 24 декабря 1902 г.

Целебровский. Лучше поздно, чем никогда.

ЦГВИА, ф. 400, on. 290, д. 342, лл. 11-14. Подлинник.


Комментарии

564. А. Едрихин в 1901 г. был послан Военным министерством на Филиппины. По своему характеру и целям миссия А. Едрихина была, видимо, аналогична командировке на Кубу И. Жилинского и Н. Ермолова, которые были отправлены туда наблюдателями в качестве уполномоченных русского Генерального штаба (см. прим. 462). После возвращения с Филиппин А. Едрихин издал книгу «Очерк событий на Филиппинах с 1896 по 1901 г.», посвященную филиппинской революции 1896-1898 гг. и филиппино-американской войне 1899-1901 гг. «Очерк» состоит из трех частей. Первая содержит краткое географическое и этнографическое описание островов. Вторая, основная часть работы, посвящена революционным событиям 1896-1898 гг. Говоря об истоках национально-освободительного движения на Филиппинах, Едрихин подробно освещает пороки испанской системы колониального управления, показывает зарождение национализма среди филиппинских, и главным образом метисских, имущих прослоек. Особое внимание в «Очерке» Едрихина уделено критике монашеского произвола, в котором автор справедливо усматривает один из главных мотивов антиколониальных выступлений местного населения. Вместе с тем Едрихин делает глубоко неправильный вывод о причинах революции, считая, что антиколониальное восстание на Филиппинах было инспирировано монахами-иезуитами, соперничавшими с другими духовными орденами («филиппинская революция своим происхождением обязана всецело деятельности иезуитов...»), для утверждения собственной монопольной власти в колонии. Значительно больший интерес представляют разделы книги, освещающие ход восстания и военные действия между испанскими войсками и восставшими филиппинцами в 1896-1897 гг. Симпатии Едрихина целиком на стороне испанской администрации. Его оценки деятельности испанских генерал-губернаторов периода революции повторяли взгляды испанских официальных правящих кругов. О филиппинцах Едрихин пишет пренебрежительно, повторяя измышления испанских колонизаторов об «индейцах», «легко увлекающихся в смуту...», отличающихся «жестокостью и страстью к грабежам и разбою». Третья, последняя, часть книги посвящена периоду филиппино-американской войны 1899-1901 гг. и аннексии Филиппин США. Едрихин недооценивает захватнические планы американского о империализма в отношении Филиппин и считает «вовлечение» США в филиппинские события едва ли не случайным, имеете с тем он приводит ряд ценных сведений, освещающих истинные намерения Соединенных Штатов. В частности, он показывает, что начало военных действий между армией США и филиппинскими войсками в ночь на 4 февраля 1899 г. было спровоцировано американцами («американские солдаты от нечего делать стали стрелять по инсургентам в Сан-Хуан дель Монте...»), после чего Агинальдо издал приказ о разрыве отношений с США (4 февраля 1899 г.). «Очерк» А. Едрихина содержит подробные сведения о состоянии филиппинских и американских войск, о ходе военных действий, об американском генеральном наступлении осенью 1899 г. В «очерке» содержатся данные о развертывании партизанского движения, о подготовке восстания среди мусульманских племен «моро». Едрихин описывает также кровавые методы, применявшиеся американцами против партизан и мирного населения, а заключение Едрихин делает вывод о росте антиамериканских настроении среди самых различных слоев филиппинского населения и о неизбежное новых вспышек антиколониальной борьбы (А. Едрихин, Очерк событий на Филиппинах с 1897 по 11901 г., Спб., 1904).