№ 257

Рапорт В. Н. Шебеко В. П. Целебровскому о введении гражданского управления и ходе восстания на Филиппинских островах

№ 95

24 сентября (7 октября) 1901 г.
Вашингтон

О делах на Филиппинах

Честь имею донести в. пр-ву, что со времени отправления рапорта моего за № 86 от 15 .июля с. г. (См. док. № 255) положение дел на Филиппинах мало изменилось.

О гражданском управлении

Гражданское управление введено в провинциях западного побережья острова Люцона и в южном Люцоне, исключая провинции Laguna, Batangas и Camarines Norte, а также на островах Marinduque, Romblon (с островами Sibnyan и Tablas), Masbate, Panay, Negros и Leyte. Предположение, о котором сообщалось в вышеупомянутом рапорте, на этих днях приведено в исполнение: взамен выбывших из состава [483] Филиппинской комиссии 4 членов (для занятия высших административных должностей) назначены 3 туземца — г-да Tavera, Legarda и Lezuagira 562; назначение их сопровождалось известною торжественностью, дабы внушить населению всю важность и либеральность принимаемой меры. Муниципальные управления, в достаточной степени автономные, состоят исключительно из туземцев, провинциальные же смешанные — из американцев и из туземцев; теперь и центральное управление (Филиппинская комиссия) также смешанное, “дабы, — как говорил гражданский губернатор г-н Тафт, — исполнить желание президента Соединенных Штатов, чтобы туземный элемент комиссии был проводником желаний народа, его местных нужд и вожделений”. Впрочем, в большинстве провинций гражданским властям приходится очень часто обращаться за содействием к военным, и крупные расходы, потребные на содержание двойственного управления, едва ли оправдываются необходимостью. Причину успеха со введением гражданского управления вернее будет искать в стремлении произвести в пределах Штатов должное впечатление, чтобы общественное мнение в этом увидело доказательство того, что дело замирения подходит к концу. Но последнее фактами не подтверждается: на островах Cebu, Bohol и особенно Samar и в провинциях Batangas и Laguna южного Люцона инсургенты по-прежнему действуют с поразительною смелостью и ожесточением.

О резне 15 (28) сентября на острове Samar

Близ г. Balangiga, в южной части острова Samar, было произведено нечаянное нападение на бивак роты 9-го пехотного полка; американцы были застигнуты врасплох за завтраком утром 15 (28) сентября. Из 76 чел. роты было убито 52 чел., в том числе все 3 офицера; весь обоз и все ружья, кроме трех, были захвачены нападавшими. Трупы убитых были затем найдены изуродованными и наполовину обугленными, облитые керосином, в куче, во рву; командир роты капитан Коннель оказался привязанным к дереву со связанными ногами и также наполовину сгоревшим, что заставляет предполагать, что он взят был живым. Оказалось, что из нападавших большая часть была не инсургентов, а называющихся ’’amigos” и ’’pacifioos”, присягавших на верность Соединенным Штатам; предводителем же шайки был туземец, считавшийся настолько надежным, что получил от американцев должность по гражданскому управлению провинции. Конечно, американцы собираются жестоко отомстить островитянам и сосредоточили для этой цели 5 батальонов пехоты и 3 эскадрона (что считается весьма крупным отрядом), но, вероятно, придется ограничиться сожжением прибрежных деревень, так как преследование по непроходимым горам и лесам внутренней части острова будет весьма затруднительным.

О медленности умиротворения

Даже в непосредственной близости г. Манилы, в местечках к северу и к югу от него, были недавно обнаружены среди считавшихся вполне мирными жителей разветвления тайного общества Katipunan, замышлявшие общую резню белых на о-ве Люцоне. Гарнизон г. Манилы (более 1000 чел.) признан недостаточным и увеличен на 4 роты, хотя для охраны тюрьмы имеется особая стража числительностью в 600 чел. Со времени печального инцидента на о-ве Samar, в военном департаменте стали уже поговаривать о необходимости отправления свежих [484] сил на Филиппины, вместо предполагавшегося уменьшения филиппинской армии.

Военные власти утверждают, что восстание поддерживается теперь исключительно двумя лицами: генералом Мальвар в южном Люцоне и генералом Люкбан на о-ве Samar; но невольно при этом вспоминаются уверения тех же властей весною с. г., что с исчезновением генерала Cailles быстрое умиротворение будет обеспечено: еще 21 мая (рапорт № 73) (См. док. № 253) мною высказана была мысль, что не один еще Cailles обнаружится при попытках американцев проникнуть за береговую полосу островов.

О значении разных народностей, населяющих острова

Люди, изучавшие племенной состав архипелага, говорят, что из многих племен, населяющих острова, политическое значение имеют только тагалы и визаи, и те и другие чистой малайской расы. Они составляют значительное большинство населения: первые на Люцоне, вторые на Визайских островах (Samar, Leyte, Cebu, Bohol, Negros и Panay); они обладают горячим патриотизмом, и хотя, быть может, и сознают, что верховенство Соединенных Штатов сулит им большее благополучие, чем независимость, но упорно продолжают борьбу во имя принципа «Филиппины для филиппинцев». Это не дикие варвары, но хорошо одаренные природою народы, с которыми следует серьезно считаться. Все же прочие племена — или негритосы, или смесь последних с малайцами, индусами сингалезами или белыми кавказской расы. Они все весьма мало воинственны, крайне ленивы и относятся совершенно безразлично к вопросу — кто ими управляет, лишь бы не ломали их исконных привычек и не заставляли работать. Эти народности были без труда «покорены» американцами. К той же категории людей весьма низкого развития относятся и морросы островов Jolo и Минданао. Генерал Мак-Артур, недавно сдавший командование войсками на Филиппинах генералу Чаффи, утверждает так же, как говорил в свое время и генерал Отис, сдававший ему тоже командование в начале 1900 г., что собственно восстание уже сломлено, что идет теперь лишь борьба «гверильясов» и что противником являются лишь шайки разбойников (ladrones); но факты говорят иное: люди сведущие советует не верить в искренность «сдающихся» инсургентов (резня 15(28) сентября на о-ве Samar как будто подтверждает такое мнение). У продолжающих борьбу всегда оказываются неистощимые запасы оружия и всяких припасов; нередко к приходу американцев в сомнительные деревни ружья закапываются и все жители оказываются ”amigos”, с готовностью присягающими на верность, но по уходе войск ружья снова появляются на свет, и новые подданные Соединенных Штатов близ уединенных троп и в лесных чащах подстерегают небольшие команды и одиночных людей, прибавляя все новые имена к длинному списку жертв этой чисто партизанской войны. Даже окрестности г. Манилы не безопасны: зашедшего за черту города путника всегда поджидает таинственная пуля, и поездки даже на самые короткие расстояния внутрь острова предпринимаются не иначе, как при сильной охране и обильном вооружении.

Об о-вах Минданао и Jolo

Наибольшее спокойствие, по-видимому, царит теперь в самой южной части архипелага, на о-ве Минданао и группе Jolo благодаря тому, [485] что американцы заключили с султаном (население островов преимущественно магометанское) такое же соглашение, какое действовало между ним и испанским правительством 563: он обязуется признать себя правящим от имени Соединенных Штатов, в знак чего «соглашается» получать от американского правительства ежемесячное жалованье, выплачиваемое также подвластным ему (больше, впрочем, в теории, чем на практике) dattos. Верховенство Штатов выражается еще в развевающемся на островах американском флаге и в праве «занятия и контроля пунктов, кои окажутся необходимыми для общественной пользы». Султан не может сноситься с иностранными правительствами ил« лицами иначе, как через посредство Соединенных Штатов, кроме, впрочем, вопросов касающихся его личных имений и дел. На практике он отдает иностранцам права на рубку леса и на лов жемчуга, а на протесты американских властей доказывает, что все доходные статьи составляют его личное достояние. В дела внутреннего управления американцы совсем не вмешиваются, не преследуя даже господствующего на островах рабства, под предлогом, что укоренившийся веками порядок находит сочувствие всех заинтересованных и что сами рабы вовсе не требуют освобождения. Умственное развитие этих морросов признается американцами значительно ниже диких индейцев Соединенных Штатов.

О разногласиях в самих Соединенных Штатах по вопросу о будущности Филиппин

Делу общего умиротворения Филиппин, без сомнения, мешают также хорошо известные филиппинцам разногласия по вопросу о владении островами, существующие в самих Штатах: многие демократы относятся ко всей затее весьма враждебно и до сих пор проповедуют мысль о возвращении полной независимости островитянам, под протекторатом Соединенных Штатов. Упоминавшаяся в рапорте моем за № 86 (См. док. № 225) поездка на острова членов вашингтонского конгресса также способствовала возникновению надежд у туземцев: на торжественных банкетах в присутствии местных именитых людей, сенаторы и депутаты демократической партии говорили речи, в коих неопределенно предсказывали, что по окончании войны Соединенные Штаты даруют Филиппинам такую же свободу, какою пользуются сами; члены же конгресса республиканцы хранили в этих случаях глубокое молчание.

О туземных филиппинских войсках

Туземные филиппинские войска, численность коих по военному закону 2 февраля 1901 г. может быть доведена до 12 000 чел., организуются пока на острове Люцоне в виде отдельных рот туземных разведчиков (Native Scouts). До настоящего времени организованы следующие части: I батальон 4-х ротного состава филиппинских разведчиков, переформированный из бывшего филиппинского эскадрона; 11 рот туземных разведчиков Lepanto; 4 роты туземных разведчиков Cagayan; 7 рот туземных разведчиков Macabebe и 7 рот туземных разведчиков Ilocarto. Штатная числительность рот определена «не более 120 чел., но желательно около 100 чел. на роту» (приказ командующего войсками округа северного Люнона от 3 июля (с. г.); для рот же разведчиков Lepanto — 50 чел. При ротах полагается по одному старшему и по одному младшему поручикам регулярной армии; при ротах Lepanto — по одному [486] младшему поручику. Туземцы подписывают контракт на 6 месяцев, но по желанию начальства могут быть уволены и до истечения этого срока. Общая числительность туземных разведчиков доходит в настоящее время до 2500 чел.

О морской станции и береговых укреплениях на Филиппинах

Главною морскою станциею Соединенных Штатов в восточных водах будет г. Олонгапо (Olongapo) в бухте Субиг (Subig bay), на западном берегу северного Люцона, к северо-западу от Манильской бухты: она представляет большие удобства для постройки доков (сюда же будет пробуксирован огромный сухой док, бывший в Гаване и купленный у испанского правительства Соединенными Штатами), для стоянки флота и для нагрузки угля. На этих днях назначена комиссия для исследования берегов Филиппинских островов и для составления проекта береговых укреплений.

В официальных сферах Вашингтона возбужден вопрос о переименовании Филиппинского архипелага, назвав его архипелагом Мак-Кинлея, и даже о названии отдельных его островов именами выдающихся государственных деятелей Соединенных Штатов, прошлых и настоящих. Впрочем, пока предложение это не имеет официального характера.

Генерального штаба подполковник Шебеко

Помета на л. 117: Подполковнику Новицкому. Прошу сделать извлечение. 15 октября. Целебровский.

ЦГВИА, ф. 401, оп. 5, д. 611, лл. 117-122. Подлинник.


Комментарии

562. Пардо де Тавера, Бенито Легарда и Хосе Лусуриага принадлежали к крайне правым представителям филиппинских буржуазно-помещичьих лидеров, выступавших за активное сотрудничество с США. Первые связи с американскими властями были установлены ими еще в период деятельности комиссии Шермана. Пардо де Тавера стал центральной фигурой, вокруг которой группировались сторонники капитуляции перед американским империализмом. Группа Пардо де Тайера — Легарда выступила инициатором создания проамериканской «федеральной партии» (см. прим. 558). Хосе Лусуриага, крупный сахарный плантатор с Западного Негроса, играл активную роль в установлении на этом острове американского колониального управления. Он также являлся одним из ведущих организаторов «федеральной партии». Введение Пардо де Тавера, Легарда и Лусуриага с сентября 1901 г. в состав членов Филиппинской комиссии усилило рвение проамериканских федералистов. «Федеральная партия» на своем съезде приняла специальную резолюцию о направлении петиции в конгресс США с просьбой включить Филиппины в состав американских штатов. Пардо де Тавера и его единомышленники проповедовали американизацию, отказ от национальной культуры, традиций, полную ассимиляцию филиппинцев.

563. Последний договор между испанским правительством и султаном Сулу был заключен в 1885 г. На основании этого договора архипелаг Сулу присоединялся к испанским Филиппинам; султану, признавшему суверенитет Испании, назначалась определенная денежная сумма, выплачиваемая ежемесячно.