№ 253

Рапорт В. Н. Шебеко В. П. Целебровскому о положении США на Филиппинах и сопротивлении местного населения

№ 73

21 мая (3 июня) 1901 г.
Вашингтон

В дополнение к рапорту моему за № 66 от 23 апреля с. г. 559, честь имею донести в. пр-ву, что в настоящее время все волонтерные войска Соединенных Штатов, за исключением 3 пехотных полков, выехали из Манилы, в военный департамент надеется, что к положенному сроку (1 июля по нов. ст.) все волонтеры будут распущены.

Между тем, из имеющих быть сформированными 5 новых пехотных полков до сих пор удалось организовать лишь по 2 батальона двух полков, общею численностью в 1800 чел.; третьи батальоны этих двух полков должны быть сформированы на этих днях, отчасти переводом людей из готовых батальонов, отчасти из навербованных рекрут. Таким образом, эти полки будут пока в неполном составе. Они уже ныне находятся на Филиппинах. Комплектование остальных 3 пехотных полков едва начато и подвигается тем более медленно, что приказано всех желающих людей из пехотных и кавалерийских частей переводить в артиллерию, которую с лихорадочною поспешностью стараются довести до положенного максимума (18 920 чел.), для обеспечения береговых батарей необходимым личным составом.

Отдано также распоряжение о возвращении из Филиппин, тотчас же по окончании перевозки волонтеров, части регулярных войск, а именно: 3 пехотных полков, 1 полка кавалерии, 3 рот береговой и 5 батарей полевой артиллерии; притом в эти части должны быть переведены кончающие срок службы и нежелающие возобновить контракта люди остающихся на Филиппинах частей войск.

Таким образом, для доведения филиппинской армии до требуемой численности в 40 000 чел. необходимо окончить организацию й перевезти туда все новые части пехоты й кавалерии полностью, т. е. [476] 10 полков, общею числительностью в 11700 чел. и удержать имеющиеся в пределах архипелага 15 рот береговой артиллерии. Согласно военного закона 2 февраля с. г., в состав филиппинской армии могут входить и части, комплектуемые туземцами островов, но, как я имел честь донести рапортом за № 66, до сих пор организовано лишь 2 туземных батальона, всего на 1000 чел. и, насколько известно, в близком будущем не предполагается организовать больше туземных войск. При таких условиях оборона территории самих Штатов будет предоставлена почти исключительно 110 ротам береговой артиллерии, могущей, как известно, по усмотрению секретаря по военным делам, смотря по надобности, действовать либо как прислуга при береговых орудиях и гарнизон береговых укреплений, либо как пехота в поле, внутри страны и вне ее пределов. Этим объясняется спешность, с которою силятся довести артиллерию до максимального ее состава.

Положение американцев на Филиппинах, без сомнения, улучшилось, но произошло это не столько как следствие пленения Агвинальдо, сколько вследствие обещанной полной амнистии всем, положившим оружие и присягнувшим на верность Соединенным Штатам до 1 мая по нов. ст.: многие предводители инсургентов, убедившись, что Агвинальдо не подвергается ссылке, а другие выдающиеся начальники филиппинцев получают даже весьма выгодные назначения в учреждаемом американцами управлении островами, сочли более целесообразным отказаться от дальнейшей борьбы; но насколько искренне они подчиняются американцам, и надолго ли, конечно, остается неизвестным. Весьма вероятно, что иными из них руководит желание воспользоваться возможностью безнаказанно отдохнуть, осмотреться на свободе и собраться с новыми силами для возобновления борьбы в более или менее близком будущем; трудно допустить, чтобы им не было известно, каких усилий требуется от правительства Штатов для содержания на Филиппинах армии надлежащей числительности, и как плохо дается проектировавшееся заселение островов американскими колонистами.

Трудно пока составить верное суждение об истинном положении дел, но можно утверждать, что несмотря на многочисленные признания «генералами» инсургентов верховенства Соединенных Штатов до полного замирения еще далеко: случалось не раз, что после уведомления, что на таком-то острове сопротивление окончательно сломлено, приходит через неделю известие, что именно там произошла новая кровопролитная стычка. Можно думать, что самим американцам плохо еще известны и география их новых владений и условия, с которыми приходится им считаться.

По-прежнему Южный Люцон, острова Миндоро, Самар и Лейте совсем не хотят признавать американцев; на о-ве Миндоро они даже еще не начинали серьезных действий. Собственно действительные успехи достигнуты лишь на островах Панэй и Мариндук: даже северная часть острова Люцон еще не вполне успокоена. Весь архипелаг Jolo, т. е. все южные Филиппины, по договору управляются своим султаном: американцы не вмешиваются вовсе во внутреннее управление, а султан признает верховенство Соединенных Штатов, обязавшись не входить ни в какие сношения с другими иностранными державами. Наиболее деятельным противником американцев в настоящее время является генерал Кальес (Cailles), оперирующий в южном Люцоне: он давал по 10 долларов за каждую доставленную ему голову американца и обещал 10 000 долларов за поимку капитана Jones — начальника противопоставленного ему отряда. Хотя американцы и утверждали, что [477] амнистия его не коснется, что его ожидает примерное наказание за кровожадность и за игнорирование обычаев войны, даже что едва ли возьмут его живым, однако теперь оказывается, что отправлен уже офицер в г. Santa-Cruz, провинции Laguna южного Люцона, для переговоров с его парламентерами.

По всей вероятности, действуя энергично и проникая в глубь других островов архипелага, американцы наткнулись бы на не одного еще генерала Cailles; теперь же военные действия ведутся систематично собственно только на Люцоне; на других островах заняты войсками лишь некоторые прибрежные пункты, и «замирение» производится больше путем убеждений, приправленных нередко денежными субсидиями.

Генерального штаба подполковник Шебеко

ЦГВИА, ф. 401, on. 5, д. 611, лл. 73-76. Подлинник.


Комментарии

559. В рапорте № 66 от 23 апреля (5 мая) 1901 г. В. П. Шебеко сообщал: «Всего на Филиппинах имеется в виду, вследствие благоприятного хода событий, ограничиться армиею в 40 000 чел., т. е. количеством, равным находившимся до сих пор в архипелаге регулярным войскам; волонтеры же замещены не будут. Все новые формирования, т. е. 5 пехотных и 5 кавалерийских полков (из коих до сих пор удалось организовать лишь 2 пехотных и 2 кавалерийских полка) будут отправлены, как только подготовка их будет признана сколько-нибудь удовлетворительною, для замены возвращаемых на родину регулярных частей, прослуживших 2 года или более на Филиппинах. Из волонтерных полков в настоящую минуту на островах остается еще 10 (из 24); они будут доставлены домой между 1(14) и 15(28) наступающего мая; прочие волонтерные полки уже прибыли в С. Франциско и большая часть уже расформирована...» (ЦГВИА, ф. 401, оп. 5, д. 611, лл. 56 об. — 57).