№ 242

Письмо А. П. Кассини В. Н. Ламздорфу о политике США на Филиппинах

25 октября (6 ноября) 1899 г.
Вашингтон [457]

Перевод

Дорогой граф!

По возвращении моем в Вашингтон я нашел Значительные изменения в политическом положении страны. Президент Мак Кинли, полномочия которого истекают через год с небольшим и который страстно желает быть избранным на новый президентский срок, уже теперь прилагает невероятные усилия для подготовки этого избрания. Здесь задолго до окончательных президентских выборов республиканская и демократическая партии используют все представляющиеся возможности, чтобы учесть все необходимое и привлечь возможно большее число голосов. Уже сейчас здесь происходят частичные выборы губернаторов и других чиновников в 12 штатах. Эти выборы столкнули две враждебные друг другу партии. Результаты этих частичных выборов уже теперь дадут приблизительное представление о шансах президента Мал Кинли быть вновь избранным на предстоящих президентских выборах. Г-н Мак [458] Кинли, как я уже имел честь говорить вам в начале этого письма, сделал все от него зависящее, чтобы обеспечить победу своей партии, а, следовательно, и свою. В сопровождении своих министров он только что закончил свою предвыборную поездку, во время которой он один произнес около сорока политических речей, пытаясь доказать огромный успех умело проводимой им за последние годы в Соединенных Штатах внутренней и внешней политики и действительно, факты говорят о более чем блистательных материальных результатах его внутренней политики. Благосостояние и национальный доход никогда еще не достигали подобных размеров. Если средства, которыми они приобретались, не всегда были безупречны, результаты, однако, способны произвести благоприятное впечатление на большинство и расположить его в пользу избрания Мак Кинли. Но не так обстоит дело с его внешней политикой.

Вступив на гибельный путь, президент Мак Кинли не сумел вовремя остановиться и никогда не имел мужества признать, что он следует по неправильному пути. Обладая хотя бы небольшой долей проницательности, он мог легко предвидеть таящийся неудобства и опасности в этой, достойной сожаления, филиппинской авантюре. Немного гражданского мужества и решительности, и он смог бы вовремя остановиться, не роняя достоинства своей страны и своего собственного. Слабохарактерный и упрямый, он добровольно забрался в почти безвыходный тупик. Филиппинский вопрос и вопрос переизбрания г-на Мак Кинли тесно связаны между собой. Если первый закончится удовлетворительным исходом, то переизбрание президента на три четверти обеспечено. Поэтому теперешнее правительство прилагает чрезвычайные усилия, чтобы сломить сопротивление восставших филиппинцев. В войсках Соединенных Штатов в данный момент осталось едва ли 18-20 тыс. солдат. Этих сил совершенно недостаточно ввиду волнений индейцев, негров и других могущих легко возникнуть случаев. Если не считать примерно 15 тыс. человек, размещенных на Кубе и на Пуэрто-Рико, вся остальная американская армия находится на Филиппинах, где она развивает, нужно это признать, довольно жалкую деятельность. Особенно генералы обнаруживают непостижимый недостаток знаний, и все их стратегические маневры, рассчитанные на то, чтобы окружить Агинальдо и его сторонников, жалко проваливаются по вине того или иного американского генерала. Общественность держат в полное неведении всего того, что происходит на архипелаге, она больше не верит сообщениям, публикуемым в официозных газетах и подготавливаемым Военным министерством. Правда рано или поздно выплывает наружу. Больше или отпущенные в отпуск солдаты, возвращающиеся с Филиппин в Соединенные Штаты, немало способствуют этому, высказывая далеко не лестные замечания о генералах, интендантстве и медицинской службе. Факт, что с начала войны и до сегодняшнего дня положение нисколько не улучшается и остается прежним. В распоряжении президента Мак Кинли остается еще год для благополучного завершения филиппинской кампании. Если ему не удастся закончить ее в течение этого года, его переизбрание несомненно провалится.

Теперь я хочу затронуть один очень деликатный вопрос, будет или нет в наших интересах переизбрание в президенты г-на Мак Кинли? К сожалению, я должен высказаться отрицательно и вот по каким причинам. Политика экспансии и до победного конца, возглавляемая г-ном Мак Кинли, таит в себе хорошо известные неудобства и мне нет необходимости повторять это. Для нас сохранение власти в руках Мак Кинли еще на 4 тола было бы маложелательным, так как его преувеличенные симпатии к Англии и всему английскому могут при удобном случае завести его гораздо дальше, чем думают. Я утверждаю, что со времени моего возвращения сюда англо- американское сближение, сильно поддерживаемое г-ном Мак Кинли и государственным секретарем Хэем, сделало в последнее время значительные успехи, продолжая оставаться платоническим. Южно-африканская война между англичанами и бурами, кажется, вызвала усиление чувств и открытое проявление симпатии между двумя правительствами или вернее, между двумя нациями. Английская пресса, которая совсем еще недавно обливала грязью ненавистных янки, находит трогательные я приятные слова, говоря о великой братской нации, единственно способной понять и оценить английскую политику в Южной Африке, а также благородные, гуманные побуждения, питающие ее: Американская пресса отвечает невероятно грубой лестью. Все это только слова, я хорошо понимаю это и выражают они только более или менее искренние чувства меньшинства американского народа, тем не менее несомненно, что пылкие симпатии президента и части его министров к Великобритании могут в какой-то момент и при определенных обстоятельствах представить серьезные неудобства.

Президент Мак Кинли и государственный секретарь Хэй еще не вернулись в Вашингтон из избирательного турне, о котором я говорил выше. Сразу по приезде сюда я был осажден роем репортеров, которых, как обычно, я держал на почтительном расстоянии. Эти журналисты пытались главным образом узнать, верно ли сообщение, о том, что правительство Соединенных Штатов обратилось с. демаршами как в С. Петербург, так в Париж и Берлин для получения от, этих стрех-великих держав [459] официального заверения; что американским торговым интересам в сферах русского, французского и немецкого влияния в. Китае ничего не угрожает. Не имея возможности встретиться с г-ном Хэем, я совершенно не представляю себе, что может быть правильным в этих слухах, широко распространяемых местной печатью. Но меня не очень удивит, если я узнаю, что во всем этом есть какая-то правдивая основа. В таком случае я объясню этот демарш, как бы он ни был странен для кабинета Вашингтона, после всего, что было уже сказано по этому поводу, желанием президента Мак Кинли дать общественному мнению по случаю частичных выборов, происходящих теперь,- новое доказательство живого интереса президента ко всему, что катается политических и торговых интересов его страны, тем более что его политические противники упрекают его между прочим и в отсутствия энергии во всех вопросах, относящихся к Китаю. Мне бы хотелось знать, чего мне держаться по всем этим вопросам во время моего будущего свидания с г-ном Хэем.

Я прошу, дорогой граф, извинить меня за это бессвязное письмо, но я не хотел отправлять почту, не поделившись с вами моими первыми впечатлениями после приезда в Вашингтон.

Разрешите мне, дорогой граф, закончить мое письмо словами о сердечных я прекрасных воспоминаниях, оставшихся от моего короткого пребывания в С.-Петербурге.

Сердечно жму вашу руку и прошу вас, дорогой граф, примять уверения в моей нерушимой преданности.

Кассини

АВПР, ф. Канц., 1899 г., д. 110, лл. 376-382 об. Подлинник на франц. яз.