№ 231

Донесение А. П. Кассини Н. М. Муравьеву об американо-германских отношениях в связи с передачей Филиппин США

№ 17

19 февраля (3 марта) 1899 г.
Вашингтон

Милостивый государь граф Михаил Николаевич!

Со времени начала испано-американской войны и особенно со времени открытия враждебных действий эскадры Соединенных Штатов против Филиппин, федеральное правительство, а за ним общественное мнение и американская пресса не переставали с подозрением и чувством видимого неудовольствия и беспокойства следить за движениями в филиппинских водах германских военных судов, составляющих часть эскадры, командуемой принцем Генрихом 524. В Вашингтоне приписывали, с основанием или без основания, берлинскому кабинету идеи и чувства, враждебные Соединенным Штатам, и каждую минуту ожидали возникновения инцидента, который бы нарушил мирные отношения между обоими правительствами и повлек бы за собою серьезные осложнения. Не подлежит сомнению, несмотря на опровержения из Берлина, что отношения между командирами и экипажами американских и германских судов, расположенных перед Манилой, были не только мало радушны, но даже иногда натянуты до пределов возможности 525. Означенный образ действий германских военных судов [442] возбуждал здесь негодование и уверение, что помимо других неудобств он поощряет сопротивление филиппинцев, внушая им мысль, что между американцами и германцами могут с минуты на минуту возникнуть серьезные осложнения. Полученная в Вашингтоне несколько дней тому назад телеграмма адмирала Дюи с просьбой поспешить «присылкой в Манилу для политических целей крейсера 1-го ранга “Орегон”» произвела впечатление сильного беспокойства и можно даже сказать полупаники. Лаконическая телеграмма адмирала Дюи оставляла действительно открытое поле для всевозможных толкований характера «политических целей», которые могли требовать столь спешного подкрепления американской эскадры в Тихом океане. Первое предположение было, конечно, о возможности нежелательного инцидента между американцами и германцами, и самые сенсационные слухи распространились по городу. Военный и морской министры, спрошенные по сему поводу, отвечали, что они не получили еще объяснительной телеграммы от адмирала Дюи, но что они полагают, что, требуя усиления эскадры, он имеет в виду лишь произвести присутствием нового и могущественного военного судна впечатление на филиппинцев. Тем не менее общественное мнение и пресса не переставали считать, что нечто весьма серьезное готовится между Соединенными Штатами и Германией на Филиппинах и на островах Самоа, где будто бы положение осложнялось все более и более 526.

Опасения эти оказались, к счастью, лишенными основания, и шаг, который был сделан 16 сего февраля германским послом по приказу его правительства перед правительством Соединенных Штатов, по-видимому, доказывает, что Германия твердо намерена избегать всего, что могло бы скомпрометировать ее отношения к вашингтонскому кабинету. Действительно, г-н Голлебен заявил статс-секретарю Хэю, что ввиду необходимости присутствия в Китае германской эскадры в полном составе берлинский кабинет решил отозвать германские военные суда, находящиеся в филиппинских водах. Кроме того, германский посол просил федеральное правительство принять на себя защиту жизни и имущества многочисленных германских подданных, живущих на Филиппинах. Президент Мак Кинлей поспешил, не без чувства удовлетворения, выразить свое согласие на означенную просьбу германского правительства и отдал немедленно соответствующие приказания начальникам морских и сухопутных сил в Маниле.

Решение, принятое германским правительством, и любезная форма, в которой оно было сообщено, произвели здесь наилучшее впечатление.

Примите, м. г., уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности.

Кассини

АВПР, ф. Канц., 1899 г., д. 110, лл. 58-60. Подлинник.


Комментарии

524. Имеется в виду принц Генрих Прусский, брат Вильгельма II. Генрих командовал немецкой эскадрой в китайских водах, с которой был связан немецкий флот на Филиппинах под командованием Дидерихса (см. прим. 463).

525. Во время войны Испании и США отношения между командами американских и немецких военных судов, стоявших на рейде в Манильском заливе, были настолько натянуты, что несколько раз едва не возникли вооруженные конфликты. Немецкие военные суда оставались в филиппинских водах и после начала американо-филиппинской войны, вызывая беспокойство американского командования. Однако Германия в этот период была занята китайскими делами (в 1899 г. в провинции Шаньдун, где хозяйничал германский империализм, появились первые очаги волнений, переросших в антиимпериалистическое восстание 1900-1901 гг.) и вопросом о Самоа и не собиралась предпринимать каких-либо агрессивных действий на Филиппинском архипелаге.

526. Конфликт по вопросу о группе островов Самоа возник между Англией и США, с одной стороны, и Германией — с другой, в январе 1899 г. В 1889 г. над Самоа был установлен верховный контроль трех держав: Англии, Германии и США при формальном сохранении «независимости» островов. В августе 1898 г. умер король Самоа Малиетоа. Немцы стремились посадить на престол своего ставленника, англичане и американцы — своего. На островах вспыхнула гражданская война между сторонниками обеих кандидатур, в ходе которой победил ставленник Германии. Тогда англо-американские суда бомбардировали столицу Самоа Апию. Снова разразилась гражданская война, и вторично победил ставленник Германии. Эти события имели место в январе-апреле 1899 г. Весь этот период шла ожесточенная дипломатическая борьба между Германией и англо-американской стороной. Конфликт продолжался вплоть до осени 1899 г. 8 ноября 1899 г. было заключено англо-германское соглашение, по которому Германия получила два лучших острова Самоанской группы — Уполу и Саваи, Англия — группу Тонга и часть германских Соломоновых островов. США, прочно укрепившиеся на Гавайях и занятые покорением Филиппин, не проявляли большого интереса к разделу Самоа, тем не менее по соглашению от 8 ноября 1899 г. получили о-в Тутуило с гаванью Паго-Паго и ряд островов восточнее 171° з. д.