№ 226

Донесение А. П. Кассини М. Н. Муравьеву о стремлении филиппинцев отстаивать свою независимость

№ 6

21 января (2 февраля) 1899 г.
Вашингтон

Милостивый государь граф Михаил Николаевич!

Известия, получаемые здесь с Филиппин, продолжают носить самый тревожный характер. Президент Мак Кинлей и его министры, которые получают ежедневно от начальников американских сухопутных и морских сил сведения о всем, что происходит в архипелаге, выказывают чрезвычайную осторожность в разговорах, касающихся этого вопроса, и как американский народ, так и пресса должны довольствоваться предположениями, так как все частные телеграммы, получаемые с Филиппинских островов, подвергаются самой строгой цензуре. Дело в том, что ни американский народ, ни федеральное правительство не могут радоваться приобретению, которое принес им мирный трактат, подписанный в Париже, в виде Филиппинского архипелага, и президент Мак Кинлей должен не раз сожалеть о том, что не последовал своему первому вдохновению, без сомнения, хорошему, которое говорило ему оставить в покое Филиппинские острова. Он избавил бы таким образом свою страну и самого себя от массы трудностей, хлопот и разочарований.

Как я имел честь сообщить вам, м. г., известия, получаемые из Манилы и других пунктов архипелага, не заключают в себе ничего успокоительного. Экспедиция в Илойло, предпринятая генералом Миллером 521, не имела никакого успеха, и престиж американцев в архипелаге уже сильно от этого пострадал. Филиппинцы не хотят ничего, слышать о присоединении или американском протекторате, они заявляют свои права на полную независимость и деятельно готовятся ее защищать. Президент Мак Кинлей, мучимый со всех сторон, чувствуя, что избрал неверный путь, не зная, на чем остановиться, находится в крайнем затруднении ввиду положения, становящегося с каждым днем все более сложным и запутанным, ответственность за которое со всею тяжестию и почти всецело падает на него одного. До сего времени никакого более или менее серьезного решения еще не было принято относительно того, как должно действовать на Филиппинах. По словам статс-секретаря Хэй, с коим я имел недавно по сему предмету конфиденциальный разговор, вашингтонский кабинет еще не выработал никакого плана действий относительно этого важного вопроса. По его мнению, американские войска на Филиппинах должны быть сосредоточены в двух или трех стратегических пунктах, которые они должны укрепить в ожидании вспомогательных сил, посланных из Соединенных Штатов; дальнейшие же шаги американского правительства в этом направлении будут определены на месте. Все это весьма туманно и неопределенно и доказывает только еще раз, с каким легкомыслием нынешнее правительство было вовлечено в это печальное приключение, из которого не знает теперь, как выпутаться. Общественное мнение относится все с большей и большей враждебностью к возобновлению продолжительной и дорогостоящей войны, направленной на сей раз на подчинение филиппинцев. Здесь всем известно, что во время испанского управления архипелагом 50 процентов солдат, [436] посылаемых на Филиппины, слагали там свои кости, равно как и то, что за последнее время губительный климат Манилы унес много жертв среди американских войск, особенно после того, как среди них появилась оспа. Ввиду вышеупомянутого явного нерасположения общественного мнения, оппозиции, оказываемой народными представителями, и громадных трудностей, которые представляет для Соединенных Штатов ведение войны в столь отдаленных странах, президент и окружающие его чины высшей администрации принуждены будут, по-видимому, отказаться, по крайней мере по отношению к Филиппинам, от политики, противной желаниям большей части населения этой страны и интересам Великой республики.

Употребив все силы и средства, чтобы заставить президента и вашингтонский кабинет выступить на путь колониальной политики или, выражаясь точнее, побудив их обеспечить за собой владение Филиппинскими островами, великобританское правительство, вполне естественно, испытывает чувство разочарования и даже некоторого раздражения, убеждаясь все более и более, что столь нежно лелеемые в Лондоне мечты об утверждении американцев — друзей Англии — на Филиппинах могут никогда не осуществиться. Мне кажется, есть некоторое основание предполагать, что нынешняя нерешительность президента Мак Кинлей, весьма расположенного к тесному сближению с Англией, вызывается не только теми громадными внутренними затруднениями, которые встретило бы ныне намерение предпринять войну для покорения Филиппин, но также некоторыми уверениями, данными сент-джэмским кабинету в ответ на нравственную поддержку, оказанную последним во время испано-американской войны, уверениями, которые президент силою обстоятельств может быть принужден будет не сдержать. Не подлежит, как мне кажется, сомнению, что если американцы решатся отказаться от Филиппин, что, по моему мнению, не невероятно, то англо-американскому сближению будет нанесен чувствительный и немедленный удар. Вышеупомянутая непонятная настойчивость Великобритании побудить Соединенные Штаты выступить на путь политики территориального расширения, речи г-на Чемберлена 522 и прочих, где эгоистичная задняя мысль едва была прикрыта, возбудили, однако, подозрение значительного числа американцев, заботящихся об интересах своей страны, и показали им наглядно цель, преследуемую великобританским правительством, и роль, предназначаемую им Соединенным Штатам. Поэтому, если президент Мак Кинлей и его министр иностранных дел 523 делают все возможное, чтобы быть приятными Англии и скрепить англо-американское соглашение, большая часть населения этой страны восстает против этих тенденций и открыто отказывается одобрять авансы, которые правительство считает нужным делать англичанам. Так например, назначение на пост посла Соединенных Штатов в Лондоне г-на Чот было сочтено, и не без основания, за любезность по адресу Англии. Г-н Чот, пользующийся репутацией весьма умного и способного человека, известен своими чувствами враждебности, почти ненависти и презрения к ирландцам, основавшимся в Америке и естественно враждебным Англии. Некоторые органы печати заметили по этому поводу, что именно эти чувства, столь открыто проявляемые и всем известные, и побудили президента Мак Кинлей поручить г-ну Чот пост посла при ее в-ве королеве Виктории. Я считаю означенное замечание более чем преувеличенным, но с другой стороны, не менее правильно то, что президент, зная англофильские симпатии г-на Чот, не задумался дать ему это почетное назначение, рискуя глубоко оскорбить 11 млн. ирландцев — американских [437] граждан, весьма преданных своему новому отечеству, но горячих противников англо-американского союза.

Примите, м. г., уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности.

Кассини

АВПР, ф. Канц., 1899 г., д. 110, лл. 24-27 об. Подлинник.


Комментарии

521. Имеется в виду экспедиция генерала Миллера в Илоило в конце декабря 1898 г. (см. прим. 515).

522. Имеется в виду английский политический деятель Джозеф Чемберлен (1836-1914), занимавший в 1895-1903 гг. пост министра колоний. Д. Чемберлен, принадлежавший к сторонникам англо-американского союза, активно выступал за аннексию Филиппин Соединенными Штатами.

523. Речь идет о Дж. Хэе, государственном секретаре США в 1898-1905 гг.