№ 29

Донесение И. А. Столыпина А М. Горчакову о положении в Аче

№ 75

18 (30) ноября 1874 г.
Гаага [79]

Перевод

Князь!

Король все еще в замке Лоо, где е. в-во ведет очень замкнутый образ жизни. Это длительное пребывание в Лоо объясняют семейными разногласиями. Король, [80] Генеральные штаты, министры горячо желают женитьбы принца Оранского. Его королевское выс-во заявил категорически, что он не хочет. Это решение может привести к пресечению рода Оранских, который имеет глубокие связи со всем королевстве, где нынешнюю династию считают защитницей Нидерландов. Только королева питает иллюзии насчет е. выс-ва принца Александра, путешествует и заставляет разъезжать слоено сына в поисках удачного союза, который никак не мажет представиться. Никто не разделяет убеждения ее в-ва, и все нидерландцы сожалеют о странном решении е. выс-ва принца Оранскаго.

Так как здесь редко встает вопрос о кабинете министров, то существование правительства обычно зависит от голосования по бюджету. Положение в этом году было особенно серьезным, потому что новое правительство, призванное обстоятельствами решать дела, не располагало большинством в палате. Однако некоторые бюджеты были приняты благосклонно — бюджет Министерства иностранных дел был принят позавчера единогласно.

Палата депутатов ознакомилась с документами, касающимися Брюссельских совещаний 89. Серьезной дискуссии не было один оратор одобрил выступление нидерландского полномочного представителя. Другой говорил о крайних средствах обороны Нидерландов — затоплении и всех других имеющихся способах. Но так кал каждый депутат знает, что для затопления страны на знаменитой Утрехтской линии нужно по крайней мере пятнадцать дней и что пятнадцать дней в нынешнее время это долгий срок, никто не обратил никакого внимания на эту воинственную речь,

Все документы, относящиеся к Брюссельским совещаниям, будут изучены первой палатой к середине декабря. Совет министров займется этим в последнюю очередь, а министр иностранных дел сообщит мне о выводах, замечаниях и предложениях, которые примет нидерландское правительство после изучения всех работ конференции. Я поспешу тут же переслать их в. пр-ву.

Бюджеты Министерства финансов и Министерства колонии были приняты преобладающим большинством голосов.

Министр финансов объявил, что бюджет королевства равен 110 млн. флоринов н будет сведен не только без дефицита, но что казначейство имеет в своих кассах 44 млн., которые оно предлагает использовать для покупки нидерландских фондовых ценностей.

Министр колоний информировал палату, что положение на Суматре все еще серьезно. Заметно улучшение положения на побережье 90, но Великий Аче 91 не проявляет никакого желания покориться. В более или менее близком будущем Нидерланды несомненно одержат победу. Взятие Кратона было необходимо. Оно стоило многих жертв. Холера тоже принесла большие опустошения. Теперь не следует больше спешить, чтобы достигнуть верного и окончательного результата — покорения его острова Суматры.

Примите, князь, уверения и моем глубоком уважения.

Столыпин

АВПР, ф. Канц., 1874 г.. д. 81, лл. 64-65 об. Подлинник на франц. яз. Опубл.: журн. «Исторический архив», 1958, № 2, стр. 118.


Комментарии

89. Речь идет о Брюссельской конференции 1874 г., на которой обсуждались правила ведения сухопутных войн.

90. После провала первой экспедиции против Аче голландцы установили морскую блокаду ачинского побережья, к которому выходили многие вассальные княжества Аче. После окончания второй экспедиции было объявлено, что блокада тех княжеств, которые подпишут договор о подчинении Голландии, будет снята. Большинство княжеств подписало такие договоры, чтобы получить возможность снабжать территорию собственно Аче оружием, боеприпасами деньгами. Голландским колонизаторам в тот момент фактически подчинилось лишь княжество Иди, находившееся в натянутых отношениях с центральной властью султаната Аче еще до начала войны.

91. Султанат Аче состоял из собственно Аче (Великий Аче), занимавшего северную оконечность Суматры, и вассальных княжеств, расположенных на восточном и западном побережье, а также во внутренней части острова к югу от собственно Аче. В Великий Аче входили султанский домен Далам и три саги — объединения мукимов, представлявших владения мелких и средних феодалов-имамов. Несколько мукимов составляли владения того или иного крупного феодала — улубаланга. Во главе саги стояли наиболее могущественные улубаланги-панглимы. Саги именовались по традиционному числу мукимов, некогда входивших в каждую из них: саги 22 мукимов, саги 25 мукимов и саги 26 мукимов. В период ачинской войны число мукимов было больше, чем то, которое считалось по традиции.