№ 217

Донесение А. П. Кассини В. Н. Ламздорфу о намерении американского правительства включить в испано-американский мирный договор статьи о свободе торговли на Филиппинах

№ 40

26 ноября (8 декабря) 1898 г.
Вашингтон

Милостивый государь граф Владимир Николаевич!

В донесении от 12 сего ноября за № 38 (См. док. № 214) я имел честь сообщить в. с-ву о намерении вашингтонского правительства включить в [414] будущий испано-американский Договор статью о применении к иностранной торговле в портах Филиппинских островов принципа «открытых дверей» — open door policy. Означенное намерение американского правительства, имеющее большое значение для торговли всего мира и главным образом Великобритании, послужило за последнюю неделю предметом всесторонних обсуждений как в административных сферах, так и в печати, причем помимо вопроса о влиянии, которое вышеупомянутая мера будет иметь на торговлю Соединенных Штатов с Филиппинскими островами, был возбужден принципиальный вопрос о том, возможно ли по конституции, присоединяя какую-либо территорию, ставить ее в иное сравнительно с другими штатами Союза положение как в политическом, так и в административном отношениях. За неимением в конституции каких-либо положительных указаний по сему предмету, вопрос этот может быть решен только конгрессом, вследствие чего заслуживающим внимания является мнение большинства республиканской партии, нашедшее наилучшее выражение в заявлении нынешнего генерального прокурора, который, ссылаясь на существующие прецеденты, как например, присоединение Флориды, высказывает следующие два положения: 1) присоединяемая территория может для известных целей рассматриваться как иностранная временно или постоянно и не должна быть необходимо поставлена в то же самое положение, как остальные части страны и 2) положение присоединяемой территории к стране, ее присоединяющей, определяется законами сей последней, если только не оговорено предварительно в акте, коим уступка территории была дарована. Этим последним обстоятельством и объясняется вышеупомянутое намерение федерального правительства, так как включение статьи о свободной торговле в портах Филиппинских островов в значительной степени облегчило бы действия администрации в этом направлении.

Что касается, далее, вопроса о принципе «открытых дверей», то насколько мне удалось выяснить из разговоров по сему предмету с статс-секретарем Хэй, вашингтонский кабинет совершенно иначе толкует этот вопрос, чем то обыкновенно принято понимать под названием «open door policy». Тогда как под означенным термином условлено разуметь свободу торговли для всех наций, правительство Соединенных Штатов понимает под ним лишь применение к иностранным товарам того же таможенного тарифа, как и к произведениям собственно американского происхождения. Такое, правда произвольное, толкование американцами принципа «открытых дверей» позволит им не только покрыть расходы на администрацию и защиту островов, но и возместить условленную для уплаты испанскому правительству сумму в 20 млн. долларов, если только правительство Соединенных Штатов действительно намерено окончательно присоединить Филиппинский архипелаг к своим владениям. В настоящее время, однако, решена военная оккупация островов, и дальнейшая судьба Филиппин будет определена впоследствии конгрессом. Вполне благоразумным поэтому, как мне кажется, является старание испанских комиссаров в Париже добиться включения в договор предоставления испанским подданным и товарам тех же торговых преимуществ и привилегий, как и американским гражданам, в течение 10 лет.

Примите, м. г., уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности.

Кассини

АВПР, ф. Канц., 1898 г., д. 114, лл. 332-334. Подлинник.