№ 205

Донесение М. М. Бакунина Н. А. Малевскому-Малевичу об отношении голландских колониальных кругов в Индонезии к событиям на Филиппинах

№ 39

28 сентября (10 октября) 1898 г.
Гарут

Милостивый государь Николай Андреевич!

Индо-нидерландская печать внимательно следит за событиями, уже совершившимися и ныне еще совершающимися на Филиппинских островах. Общественное мнение и само колониальное управление не могут относиться индифферентно к тому что происходит на соседней голландскому Борнео филиппинской группе, которая, лишившись своих законных владетелей испанцев, еще не подчинена вполне и во всей совокупности своей американской власти и находится в настоящее время в переходном и неопределенном состоянии eines herrenlosen Gutes (Бесхозное (или выморочное) имущество (нем.)).

После окончания военных действий между Америкой и Испанией, и с тех пор, как собралась в Париже конференция с целью урегулировать и решить окончательно вопрос о Люсоне и о пр. островах, общественное мнение в Индии еще более чутко прислушивается к голосам более или менее авторитетных лиц и печатных органов в Америке и в Европе, предлагающих различные комбинации и различные решения этого деликатного вопроса. В свою очередь, местная печать начинает уже излагать по этому поводу свои виды и даже делает встречные предложения с точки зрения колониальных голландских интересов. Так, в весьма распространенной в Индии газете Bataviaasch Niewsblad от 6 октября [396] (нов. ст.) появилась передовая статья под заглавием «de Philippijnen», в которой прямо высказывается следующая мысль: «наилучшим решением этого вопроса была бы, может быть, уступка Филиппинской группы Нидерландам взамен наших вест-индских островов, от которых и без того пользы Мало и которые скорее составляют для нас обузу. Между тем Американские Соединенные Штаты, уже владеющие Кубой и Порто-Рико, приобрели бы на этих островах прекрасный опорный пункт для своего господства в вест-индских водах. В Кюрасао держался на последнее время слух, будто Америка имеет намерение купить Кюрасао от Голландии, причем даже утверждали, что она нам за оную предлагает 8 млн. долларов».

«Batviaasch Niewsblad» приходит к следующему заключению: «новейшие события обратили всеобщее внимание на Филиппинские острова, которые имеют важное значение не только для торговли и промышленности, но еще и в виду тех усложнений, которые могут быть вызваны урегулированием их политической будущности. Если Соединенные Штаты решат оставить за собою эти острова, они в таком случае фактически откажутся от доктрины Монроэ, в самом деле, доктрина эта заключает в себе не одно лишь положение: Америка для американцев, она еще налагает на американцев обязательство воздерживаться также и от вмешательства в дела, не представляющие исключительно американского характера. В то же время Соединенные Штаты, выступая в качестве колонизирующей державы на Крайнем Востоке, даже не имеют права изъявлять претензий в том случае, когда европейские державы сочтут необходимым возвысить свой голос по вопросам, касающимся собственно американских интересов. Дальнейшее затруднение для Соединенных Штатов представит форма управления, которую американцам придется ввести и установить, так как в американской конституции не предвиден случай приобретения и владения Америкою каких-либо колоний.

Приобретение Филиппин, несомненно, для Соединенных Штатов желательно как с точки зрения торговли, так равно и потому, что острова эти представили бы прекрасный базис для военных операций в Восточной Азии, где американцы, разумеется, вынуждены были бы выступить с оружием в руках для осуществления своих целей и интересов. Германия, по-видимому, также питает вожделения на отдельные части Филиппинской группы, столь благоприятно расположенной по отношению к Китаю, Японии и к Нидерландской Индии. Нет также необходимости выяснять здесь, какой значительный интерес имела бы Япония увеличить свои владения включением в свой островной состав Филиппинского архипелага. При хорошей администрации, которая тщательно озаботилась бы поощрением и развитием промышленных предприятий, острова эти в торговом отношении приобрели бы большое значение. Если бы не политические усложнения, которые, по всему вероятию, возникнут как последствие завладения Филиппин Соединенными Штатами, острова эти, несомненно, не могли бы попасть в лучшие руки (чем американские), так как американское управление могло бы лишь расширить и развить местные торговлю и промышленность».

Газета резюмирует еще значение Филиппин для всемирной торговли: «общее число населения всех островов достигает цифры 7 030 000 жителей. Торговля находится преимущественно в руках китайцев, которых в одной Маниле насчитывается 50 000. Английские торговые фирмы, разумеется, давно уже утвердились на Люсоне и остальных островах, а в последнее время значительно расширили свои тортовые операции еще и немцы, бельгийцы и швейцарцы. Ввоз за 1896 г. достиг суммы 20 1/2 млн. гульд., из коих 9/10 приходится на долю Манилы. Из [397] Соединенных Штатов ввозится почти полностью все (Количество муки, потребное для Филиппинских островов. Главнейшие статьи вывоза составляют табак в листах и сигарах, сахар, лен и копра; так, табаку вывезено было на 6 млн. 160 000 гульд., сахару на 182 000, льна на 18 млн., копры на 4 1/2 млн. гульд. Главнейшие потребители филиппинских продуктов — Соединенные Штаты, Англия, Китай и Япония. В 1896 г. вывезено сахару в Америку 81 500 тони, в Китай 66 000 тонн, в Англию 56 000 т., в Японию 22 000 т., льну в Англию вывезено в 1896 г. 51 000 т., а в Америку 45 000 т., Китай и Япония купили сигар 98 млн. штук, Англия 27 млн., остальные европейские страны 42 1/2 млн. штук. Кроме упомянутых продуктов, Филиппины дают еще отличный лес для плотничьих работ, древесные породы, дающие смолу и красильные вещества, далее, более тонкие сорта дерева для articles de luxe (Предметов роскоши (франц.)), медь и медно-железистый пирит. В недрах земли обнаружено также присутствие золота и каменного угля (на о-ве Себу), но минное и горное дело очень мало развито».

Передовую статью «Bat. Niewsblad» от 6 октября я привожу здесь целиком в переводе с голландского. Полагаю, что императорскому правительству интересно будет ознакомиться с содержанием этой статьи и, в особенности, с заключением газеты о желательности для Голландии обмена ее вест-индийских владений на Филиппины.

До сего дня за весь истекший период времени от начала войны вплоть до прекращения со взятием Манилы военных действий, впервые в местной печати появляется подобное вышеприведенному определенное и оформленное предложение.

Неизвестно, явилась ли Bat. Niewsblad отголоском общественного мнения в Нидерландской Индии или газета эта выразила в форме, быть может, пробного шара интимные вожделения Нидерландского правительства или колониального управления. С заявлением и предложением своим «Bat. Niewsblad» остается пока изолированною среди органов местной печати.

Не вдаваясь здесь в рассмотрение и оценку того, до какой степени авторитетно заявление батавской газеты, я констатирую лишь, что интерес в Нидерландской Индии к филиппинскому вопросу начинает, по-видимому, принимать новую форму и направление, что определенное предложение в смысле решения оного уже сделано одною из представительниц колониальной прессы. Считаю долгом довести об этой манифестации «Bat. Niewsblad» от 6 октября до сведения императорского министерства.

Новым свидетельством того интереса, который колониальное управление проявляет к делам и событиям на Филиппинах, является признание оным первого только что назначенного штатного испанского консула в Батавии Don Curique Gaspar у Bottler, прибытие которого ожидается в непродолжительном времени. К донесению сему имею честь приложить несколько вырезок из сингапурского «Straits Budget» от 30 (В тексте написано нечетко, можно прочесть и 20 сентября) сентября, которые заключают известия о положении дел на Филиппинских островах.

С соверш. и пр.

М. Бакунин

АВПР, ф. Тихоокеанский, стол, 1894-1898 гг., д. 1517, лл. 114-117. Отпуск.