№ 199

Донесение А. П. Кассини М. Н. Муравьеву о подготовке в США к испано-американским переговорам, положении на Филиппинах и отношении А. П. Кассини к филиппинскому вопросу

№ 19

3 (15) сентября 1898 г.
Вашингтон

Милостивый государь граф Михаил Николаевич!

Я имел честь получить секретную телеграмму в. с-ва от 22 минувшего августа 491 по поводу происшедшего между испанским министром иностранных дел и нашим послом в Мадриде разговора, во время коего герцог Альмодовар между прочим упомянул, будто я выразил статс- секретарю Дэю мнение о том, что императорское правительство отнеслось бы сочувственно к присоединению Филиппинских островов к Соединенным Штатам. В то же время в. с-во изволили передать мне сделанный на означенное замечание испанского министра иностранных дел ответ т. с. Шевича, который поспешил, конечно, опровергнуть возможность с моей стороны подобного заявления, как совершенно несогласного с положением полного и строгого нейтралитета, принятого Россией во время испано-американской войны.

Я не преминул уведомить в. с-во в ответной моей телеграмме от 23 минувшего августа (См. АВПР, ф. Канц., 1898 г., д. 114, л. 470), что ничего подобного вышеупомянутому заявлению никогда не было сообщаемо мною г-ну Дэю. Поступая иначе, я высказал бы непростительное отсутствие такта и осторожности. Я смею надеяться поэтому, что в. с-во ни на минуту не считали меня способным на подобный легкомысленный образ действий, совершенно несовместимый с долгими годами моей службы, с моим дипломатическим прошлым и с крайней осторожностию, которую я не переставал выказывать при исполнении возлагаемых на меня поручений. Я не могу не смотреть на сделанное испанским министром иностранных дел заявление, как на довольно неудачную и во всяком случае мало деликатную попытку узнать характер наших отношений и наши взгляды на возможное решение столь трудного вопроса о Филиппинских островах.

К тому же в. с-во имели возможность составить себе понятие о моем взгляде на означенный важный вопрос, служивший предметом моих обсуждений в нескольких предшествующих моих донесениях. Происшедшее со времени начала испано-американской войны сближение между Соединенными Штатами и Англией совершенно достаточно, чтобы считать мало желательным для нашей политики на Дальнем Востоке намерение Соединенных Штатов стать твердою ногою на Филиппинских островах, что при нынешних обстоятельствах послужило бы на выгоду Великобритании и было бы, следовательно, противно нашим интересам. Вследствие сего, щадя в пределах возможного почти болезненную подозрительность Соединенных Штатов, мы должны бы, как мне кажется, следить за тем, чтобы приобретения и преимущества, которые укрепит за ними предстоящая конференция в Париже, не превзошли бы размеров благоразумия. Американские комиссары выедут из [386] Нью-Йорка 5 (17) сего сентября и проследуют непосредственно в Париж. В последнюю минуту один из комиссаров, избранных президентом Мак Кинлей, г-н Уайт, отказался принять участие в конференции. Для замещения его президент назначил сенатора Грея (Senator Grey), принадлежащего к партии демократов и противника политики расширения и территориальных приобретений. Означенный выбор г-на Мак Кинлей объясняется его желанием иметь на предстоящей в Париже конференции о мире наряду с представителями находящейся ныне у власти партии равным образом и представителя партии демократов. Все назначенные комиссары соберутся 3 (15) сего сентября в Вашингтоне, где президент обсудит с ними образ действий, который они должны принять на конференции, равно, как и minimum требований, которые Соединенные Штаты представят Испании относительно Филиппинских островов. Я думаю, тем не менее, что никакое окончательное решение по сему вопросу не будет принято в настоящее время в Вашингтоне. Общественное мнение в Соединенных Штатах по сему предмету еще не выразилось с достаточной ясностию; президент Мак Кинлей намеревается поэтому воспользоваться настоящими выборами, чтобы составить себе верное понятие о том, что думает и чего желает большинство по поводу столь различно решаемого до сих пор вопроса о Филиппинских островах, и только тщательно ознакомившись с истинным желанием страны, примет окончательное решение, которое и сообщит комиссарам в Париже.

Последние известия, полученные из Манилы, имеют характер мало успокоительный для намерений, которые вашингтонский кабинет мог бы иметь относительно более или менее полного присоединения Филиппинских островов, и, как мне кажется, могут произвести скорее охлаждающее влияние на пылкость его стремлений. Предводитель филиппинов Агвинальдо и находящиеся под его начальством инсургенты, представляющие значительную силу, продолжают выказывать себя более и более беспокойными, причиняют весьма большие затруднения американским генералам и оккупационному корпусу и вообще принимают положение, без сомнения, враждебное присоединению архипелага к Соединенным Штатам. Если допустить даже, что Испания, утомленная и ослабленная своими последними поражениями, согласится сделать своему победоносному противнику новые и значительные уступки в этих странах, то Соединенные Штаты принуждены будут считаться с трудностями более серьезными, чем борьба с их недавним обессиленным соперником. Им будет предстоять подавляющая задача смирить воинственное население, искусившееся в партизанской борьбе, ненавидящее иностранцев, дикое и в высшей степени жестокое, разбросанное по сотням больших и малых островов, составляющих Филиппинский архипелаг. Означенная задача, как мне кажется, значительно превосходит военные средства, которыми могут располагать американцы, по крайней мере в настоящее время. Я имел честь довести до сведения в. с-ва в моих предшествующих донесениях то отчаянное положение, в коем находится армия Соединенных Штатов, как та, которая вернулась с Кубы и Порто-Рико, так и та, которая не покидала страны. Число людей, которые не в состоянии больше переносить тяжесть службы, и процент больных достигают невероятных размеров, и без преувеличения можно сказать, что настоящая армия Соединенных Штатов находится в состоянии полнейшей дезорганизации. Перспектива новой кампании на Филиппинах против Агвинальдо и инсургентов не может поэтому не возбуждать здесь весьма понятных опасений. Тем не менее [387] правительство Соединенных Штатов не прекращает принимать меры на случай возможных осложнений. К числу означенных мероприятий относится приказание приступить к окончательному вооружению двух сильных броненосцев «Iowa» и «Oregon», имеющих без потери времени быть отправленными в Манилу для усиления эскадры адмирала Дюи, которая при таковом новом составе представит значительную морскую силу.

Примите, м. г., уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности.

Кассини

АВПР, ф. Канц., 1898 г., д. 114, лл. 253-256 об. Подлинник.


Комментарии

491. В декретной телеграмме В. Н. Ламздорфа А. П. Кассини от 22 августа (3 сентября) 1898 г. сообщалось о позиции России в отношении захвата Филиппин США: «Испанский министр иностранных дел сказал Шевичу, будто вы высказали Дэйю мнение, что Россия отнеслась бы сочувственно к присоединению Филиппин к Американским Штатам. Шевич ответил, что не верит этому слуху, так как такое заявление ваше было противно нейтральному положению России. Этот ответ Шевича мною одобрен» (АВПР, ф. Канц., 1898 г., д. 113, л. 269 и об.).