№ 187

Донесение А. П. Кассини М. Н. Муравьеву об американских условиях ведения мирных переговоров

№ 10

22 июля (3 августа) 1898 г.
Вашингтон

Милостивый государь граф Михаил Николаевич!

Французский посол, г-н Камбон 482 посетил вчера утром 18 (30) июля (Так в тексте) Белый Дом, дабы получить официальный ответ правительства Соединенных Штатов на послание мадридского кабинета о мире. Означенный ответ подвергся долгому и тщательному обсуждению в заседании министров в прошлую пятницу под председательством президента Мак Кинлей. Президент и его министры остановились после весьма оживленных прений на следующих условиях мира, которые должны быть предложены Испании:

1. отказ Испании от Кубы и прилегающих островов и устройство на Кубе прочного и постоянного правительства;

2. уступка Соединенным Штатам острова Порто-Рико;

3. отвод угольной станции на Разбойничьих островах (о-в Гуам);

4. Соединенные Штаты отказываются от требования какой-либо военной контрибуции;

5. эскадра адмирала Дюи остается в Маниле. Специальная испаноамериканская комиссия будет назначена для определения вопросов о контроле, распоряжении (disposition) и будущем правительстве Филиппинских островов.

Этот последний вопрос вызвал тщательное обсуждение, продолжавшееся около трех часов. В подлинном американском тексте вместо слова «распоряжение» (disposition) было употреблено выражение «владение» (possession). Французский посол заметил, что слово «владение» (possession) недопустимо и что в случае сохранения его в тексте все шансы прийти к желаемому результату были бы уничтожены. Г-ну Камбон удалось добиться своего, и поправка была сделана. Последний пункт условий предполагает, что американцы потребуют уступки одного из Филиппинских островов или по крайней мере значительной угольной станции.

Условия, на коих правительство Соединенных Штатов соглашается вести переговоры о мире, были немедленно сообщены г-ном Камбон в Мадрид. Предполагают, что ответ испанского правительства может быть получен в Вашингтоне во вторник или в среду 21-22 июля (2-3 августа).

Считаю своим долгом присовокупить, что мадридский кабинет не мог сделать в лице г-на Камбон лучшего выбора для защиты своих интересов в Вашингтоне. Французский посол — человек редкого ума, очень спокойный, красноречивый, весьма сведущий в делах и, как мне передавал в Париже г-н Ганото, большой приверженец Испании.

Примите, м. г., уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности.

Кассини

АВПР, ф. Канц., 1898 г., д. 114, лл. 227-228 об. Подлинник.


Комментарии

482. Речь идет о французском после в США Жюле Камбоне, который, по соглашению с испанским правительством, от лица Испании вел переговоры о превращении войны с США.