№ 185

Из донесения В. А. Теплова В. Н. Ламздорфу о политике США в отношении Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин

№ 1086

21 июля (2 августа) 1898 г.
Нью-Йорк

... (Опущены сведения о численности, американской армии, злоупотреблениях в армии и флоте США, плохом медицинском обслуживании американских войск, о нехватке продовольствия, вооружения и боеприпасов у испанцев перед сдачей Сант-Яго) Много было в Нью-Йорке толков по случаю инцидента на Филиппинских островах, близ Марсвелес, с германским крейсером «Irеne», который не повиновался требованию американского разведочного судна «Mac Culloch» остановиться, за что в него пущено было ядро. По этому поводу здесь усиленно подчеркивают, что такой смелый поступок, вместо того чтобы вызвать бурю со стороны Германии, послужил, напротив, причиною, что эта держава стала относиться к Соединенным Штатам с гораздо большею предупредительностью.

Расширение американских владений идет своим чередом.

Как известно, в заседании 24 июня (6 июля) сенат 42 голосами против 21 принял проект резолюции о присоединении Гавайских островов; все поправки, предложенные оппозициею с единственною целью добиться отсрочки в принятии этой меры, были отклонены, и сенат постановил соответствующую резолюцию, которую на другой же день подписал президент Мак Кинлей, вследствие чего командиру тихоокеанской эскадры адмиралу Миллеру было предписано отправиться на крейсере «Филадельфия» в Гонолулу, вступить во владение островами и. водрузить там американский флаг.

По слухам, тот же флаг был на днях поднят на острове Уатс, принадлежащем к группе Маршальских островов, в Микронезии.

В Сант-Яго вышли крупные пререкания между Сампсоном и Шафтером.

Когда американская эскадра вошла в порт, то нашла там четыре торговых судна и одну канонерку, которые адмирал Сампсон захотел забрать как законный приз, но Шафтер этому воспротивился, говоря, что суда эти были сданы в силу общей капитуляции Тораля и, следовательно, принадлежат американской армии, а не флоту.

Вашингтонское правительство согласилось с справедливостью мнения Шафтера. Тогда раздосадованный Сампсон отказался дать броненосных конвоиров генералу Майльсу, который из-за этого должен был со дня на день откладывать предписанное ему отплытие на Порто-Рико. Понадобилось личное вмешательство Мак Кинлея, и тогда только суда «Yale» и «Columbia» под надлежащим прикрытием смогли отплыть 9(21) июля с генералом Майльсом и отрядом войск из 3415 чел., к которым присоединятся 8 полков, отправленные в Порто-Рико прямо из Тампы и Чарльстона. [363]

Войска Майльса высадились 13 (25) июля в Гуанике, «а южном берегу Порто-Рико. Испанцы, ожидавшие высадки на северном берегу острова, были очень озадачены и оказали лишь крайне слабое сопротивление. На другой же день, 14(26) июля, Камбон передал президенту Соединенных Штатов о желании Испании заключить мир. Рассказывают, что будто английский посол в Мадриде Друммонд Вольф попытался ранее того предложить свое посредничество, указывая на то, что при особо добрых отношениях, существующих ныне между Соединенными Штатами и Англиею, эта последняя представляет из себя именно ту державу, которая призвана восстановить согласие между воюющими сторонами. Но испанцы, зная, как дорого обходятся дружеские услуги Альбиона, предпочли обратиться к Франции.

По поводу помянутых выше добрых отношений, не безынтересно, что недавно морокой суд в Девенпорте судил за государственную измену матроса Вильяма Matthews, который продал секретную сигнальную книгу британского военного флота американским судам «Тореса» и «Sommers», которые находились тогда в Фальмуте.

Хотя английское адмиралтейство и уверяет, что проданные документы не имеют значения, так как сигналы должны были быть вскоре заменены новыми, но во всяком случае в Англии, как слышно, неприятно взволновались на такой поступок «нации-сестры», которой Англия расточает столько уверений дружбы и так ухаживает за нею.

Насколько это проникло в местную печать, предъявленные Соединенными Штатами Испании условия заключаются в следующем: отказ от своих прав на Кубу, которою Штаты будут управлять до тех пор, пока там не устроится прочное правительство; уступка, взамен военной контрибуции, Порто-Рико и всех принадлежащих Испании Малых Антильских островов; уступка одного из Марианских островов; занятие Манильи пока не будут решены вопросы о будущем управлении Филиппинскими островами; испанские войска должны немедленно очистить Кубу и Порто-Рико; Соединенные Штаты не ответствуют за долги Кубы к Порто-Рико, но принимают на себя уплату вознаграждения за убытки американских граждан на этих двух островах, что составляет до 20 млн. долларов.

Молчание относительно будущности Филиппинских островов, которые английские газеты подстрекают американцев не отдавать Испании, обусловливается, как кажется, тем, что Соединенные Штаты недостаточно осведомлены, каково истинное положение дел на этом архипелаге, и что неизвестно истинное настроение инсургентов и размер власти, принадлежащий Агвинальдо. На такого рода решение вашингтонского кабинета, как рассказывают, повлияла телеграмма, полученная от Девея, что Агвинальдо прямо стал во враждебные отношения к американцам, которым, по всей вероятности, придется сражаться разом и против испанцев и против инсургентов. По заявлению Девея, чтобы покорить Филиппины с целью их присоединения, нужно иметь полтораста тысяч войска.

По очень распространенному здесь мнению, правительство Соединенных Штатов вовсе не желало скорого прекращения войны, от которой кормится орава «политиканов», составляющих неизбежную свиту здешних политических партий; пока идет война, подрядчики и поставщики усиленно наживаются, обогащая одновременно и стоящих за их спиною деятелей республиканской партии, тогда как с окончанием ее пришлось бы неминуемо иметь дело с домогательствами демократов о расследовании разных, всем хорошо известных злоупотреблений 473, что, конечно, ослабило бы шансы республиканцев на предстоящих 6 ноября [364] выборах 474. Поэтому предполагали, что Мак-Кинлей и будет всячески тянуть войну до этого времени, а как только выборы будут окончены и республиканцы снова закрепят за собою насиженные места, угрозы демократов и их домогательства не будут уже им более страшны.

На такой исход дела намекала и прилагаемая при сем статья «Baltimore Sun» 475.

Влияние политиканов выражается и на экспедиции в Порто-Рико. Там имеется теперь до 20 000 американского войска, что совершенно достаточно против имеющихся там 8000 испанцев; между тем, по настояниям «политиканов» туда собираются послать еще 15 000 чел. Они основывают свои рассуждения на том, что из 45 штатов всего Союза 476 14 не имеют своих полков на театре военных действий, «это, — говорят они, — несправедливо, так как в войне должны участвовать представители всех штатов, даже если им не пришлось бы сделать ни одного выстрела, необходимо все-таки показать им врага хоть издали».

Военный министр Ольджер, послушный, по-видимому, раб «политиканов» — этой язвы обеих партий — распорядился, чтобы полки обойденных 14 штатов были посланы на Порто-Рико, что обойдется казне от 10 до 15 млн. долларов, значительная часть которых прилипнет к рукам «политиканов», а это все, что и было им желательно устроить.

Несмотря на идущие переговоры о мире, американские войска продолжают двигаться на Порто-Рико вперед. Без труда захватывают они одну местность за другою, как бы проникаясь заветом, (преподанным только что сошедшим в могилу великим знатоком в сноровке наиболее выгодного ведения дипломатических переговоров, заветом кратким, но ясным — «beati possidentes» (Счастливы владеющие (лат.))

С глубочайшим уважением и истинною преданностью имею честь быть в. с-ва покорнейшим слугою.

В. Теплое

АВПР, ф. Канц., 1898 г., д. 113, лл. 124 об. — 129 Подлинник.


Комментарии

473. Демократическая партия США, являвшаяся в период испано-американской войны оппозиционной по отношению к правительству республиканца Мак-Кинли (1897-1901), использовала в предвыборной борьбе непопулярность среди американской общественности войны на Филиппинах и Кубе, развязанной республиканским правительством. Оппозиция обвиняла правительство Мак-Кинли в неблагополучном состоянии в армиях, сражавшихся на Кубе и Филиппинах. Среди чиновников, ведавших военным снабжением, процветали всевозможные злоупотребления, в результате которых солдаты были плохо вооружены, испытывали недостатки в продовольствии и обмундировании и т. п.

474. 6 ноября 1898 г. происходили очередные выборы в Конгресс США.

475. В. А. Теплов ссылается на статью из американской газеты «Baltimore sun», озаглавленную «Политики и война», в которой идет речь о позиции Мак-Кинли и республиканской партии США по вопросу о продолжении войны. В статье подчеркивалось, что война была опровоцирована «политическими эгоистами, исходившими исключительно из собственных интересов и вовсе не заботившимися о чувствах и настроениях народа». Статья подтверждала выводы В. А. Теплова о том, что Мак-Кинли и республиканская партия заинтересованы в затягивании войны до выборов в ноябре 1898 г. «Если мир будет обещан уже в настоящее время, это может вызвать множество дополнительных трудностей, которые окажут вредное влияние на ход ноябрьских выборов. Лучше всего предоставить делам идти своим чередом, и продолжать войну вплоть до выборов, даже если на это потребуются расходы в 2 млн. долл. и будут загублены тысячи человеческих жизней» (АВПР, ф. Канц., 1898 г., д. 113, л. 181).

476. В то время в США входило 45 штатов.