№ 174

Донесение Д. Е. Шевича М. Н. Муравьеву о стремлении Англии и других европейских держав выступить посредниками в мирных переговорах между Испанией и США

№ 44

31 мая (12 июня) 1898 г.
Мадрид

Милостивый государь граф Михаил Николаевич!

Несмотря на явные старания некоторых иностранных представителей здесь убедить испанское правительство в своевременности какого-нибудь изъявления с его стороны о желании своем касательно мира, мадридский кабинет не обнаруживает, по-видимому, до сих пор никакой наклонности воспользоваться этими дружескими советами.

Основываясь на довольно курьезной теории, будто великим державам подобает принять на себя инициативу мирных предложений, испанские министры дают ясно понять, что правительство не выступит вперед самопроизвольно с ходатайством перед кем бы то ни было о посредничестве, так как оно полагает, что навязывая Испании перед войной свои советы, державы тем самым взяли на себя ответственность за последствия оной и должны теперь склонить Соединенные Штаты на почетный для Испании мир.

Эта теория, конечно, сильно критикуется здешними иностранными представителями, каждый из коих с нетерпением ожидает, чтобы испанское правительство обратилось к его правительству с просьбою о посредничестве.

Частные попытки, делаемые в этом смысле наиболее нетерпеливыми, в разговорах с министром иностранных дел встречали до сих пор с его стороны одинаковый ответ, а именно, что Испания еще далеко не побеждена и не видит надобности делать первые шаги в смысле примирения, разве ее принудят на таковое решение сами великие державы.

Наидеятельнейшим миротворцем является, конечно, великобританский посол сэр Генри Друмонд Вольф. Он почти ежедневно [347] увещевает министра иностранных дел 460 поручить ему важную заботу приискать приличную формулу мира, которая была бы принята также Соединенными Штатами. Выставляя на вид дружеские отношения, существующие ныне между Америкою и Англиею, благодаря коим сей последней не особенно трудно было бы, говорит он, склонить вашингтонский кабинет к умеренным условиям, сэр Генри Друмонд Вольф чуть ли не утверждает, что желание быть полезным Испании было одним из главных мотивов, почему Англия искала сближения с Соединенными Штатами.

Несмотря на свои личные английские симпатии, министр иностранных дел относится, однако, до сих пор с благоразумной сдержанностью к предложениям английского посла, в каковом решении его с редким единодушием поддерживают прочие представители заинтересованных держав.

Тем не менее я должен констатировать, что между многочисленными проектами, коими занимается сэр Генри Д. Вольф, есть один, будто бы исходящий от английского Foreign Office, который показался многим здесь, даже некоторым испанцам, в принципе не совсем неосуществимым.

Газеты «Times»» и парижская «Temps» воспроизвели на днях в почти тождественной форме этот проект, состоящий из 3-х главных условий:

1) Куба будет объявлена независимою под управлением на первое время Соединенных Штатов.

2) Порто-Рико будет уступлено Соединенным Штатам в виде вознаграждения за войну.

3) Филиппинские острова останутся в руках Испании под условием предоставления Соединенным Штатам как в этом архипелаге, так и на Каролинских островах морских станций.

Как мне передают из достоверного источника, министр иностранных дел, коему английский посол доверительно сообщил на днях свои мысли относительно этого проекта, наотрез отказал разбирать заключающиеся в нем условия и вообще ни на шаг не отступил от программы пассивного выжидания, которой испанское правительство решило, по-видимому, придерживаться впредь до будущих событий на театрах войны.

Последняя сухопутная катастрофа на Филиппинских островах 461, дающая повод ожидать со дня на день известия о капитуляции столицы и с нею испанского владычества в архипелаге, не произвела, однако, на здешнее общественное мнение того впечатления, которого следовало ожидать. Фатализм й апатия начинают царить в Испании по мере того, как становится безвыходным ее положение. Общество привыкает к войне, как оно привыкло было к восстаниям в колониях, благодаря, вероятно, тому, что все это происходит за морями. Гул бомбардировок, по-видимому, не долетает до Мадрида, жители коего продолжают веселиться в театрах и на боях быков будто ни в чем не бывало, причем единственными ощутительными признаками ненормального состояния являются возрастающая дороговизна, недостаток в обороте серебряной монеты и некоторое усугубление обычного недоброжелательства испанцев к иностранцам.

Вчера по случаю представления мною королеве-регентше полковника генерального штаба Жилинского 462 и лейтенанта Похвиснева, ее в-во с поразительным спокойствием говорила о войне, о презрении американцами международных обычаев и правил, о жестокостях, [348] творимых союзниками Америки на Филиппинских островах — дикими тагалами, но о возможности или желательности мира ее в-во не проронила ни одного слова и не сделала ни одного намека, несмотря даже на выраженную мною в разговоре надежду, что ужасы войны вскоре прекратятся.

Напротив того, королева-регентша, узнав, что оба офицера наши уезжают через неделю на Кубу, в высшей степени милостиво пожелала им доброю пути, причем изволила поручить полковнику Жилинскому передать антильскому генерал-губернатору маршалу Бланко поклон ее в-ва.

В заключение настоящего донесения не считаю излишним уведомить в. с-во, что появившиеся во всех испанских и в некоторых французских и немецких газетах сведения о каких-то важных переговорах, которые я будто бы имел с здешними министрами, лишены, само собой разумеется, всякого основания. Слухи эти были, вероятно, вызваны тем обстоятельством, что за последнее время по случаю приезда сюда наших офицеров и представления их мною поочередно министрам иностранных дел, военному и морскому меня несколько раз встречали в сказанных министерствах.

Примите, м. г., уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности.

Шевич

АВПР, ф. Канц., 1898 г., д. 70, лл. 171-174 об, Подлинник.


Комментарии

460. Имеется в виду герцог Альмодовар.

461. Речь идет о крупных победах филиппинской революционной армии в мае — начале июня 1898 г., когда от испанских войск был освобожден почти весь остров Лусон.

462. Полковник И. Жилинский в мае 1898 г. был откомандирован русским правительством к испанским войскам на Кубе в качестве уполномоченного русского генштаба. Одновременно к американским войскам был послан полковник Н. Ермолов. Впоследствии были опубликованы их специальные отчеты о военных операциях на Кубе: И. Жилинский. Испано-американская война, СПб., 1899; Н. Ермолов, Испаноамериканская война, СПб., 1890.