№ 169

Донесение русского генерального консула в Нью-Йорке В. А. Теплова В. Н. Ламздорфу об отношении общественного мнения в США к американской политике на Филиппинах

№ 799

22 мая (4 июня) 1898 г.
Нью-Йорк

Милостивый государь граф Владимир Николаевич!

Наиболее благоразумные, но, к сожалению, не наиболее многочисленные представители здешнего общественного мнения высказываются против всяких завоевательных затей, приписываемых вашингтонскому правительству, которое, не убив еще медведя, старается, по слухам, делить его шкуру.

Люди, способные к более беспристрастной оценке происходящих событий, высказывают, что не должно увлекаться возможностью включить Филиппинские острова и Кубу в число владений, осеняемых [341] звездным флагом, и что сохранение за собою доверия Европы гораздо важнее приобретения дюжины островов, населенных китайцами и малайцами. Они говорят, что раз война была объявлена из-за соображений исключительно филантропических, американцы должны быть верны своей программе доказать что, высказывая ее, они были искренни. Если американцы желают, чтобы Европа относилась к их заявлениям с должным вниманием, необходимо сообразоваться с целями, которые были написаны Америкой на своем знамени при объявлении войны, а потому необходимо отказаться от всяких завоевательных планов по отношению к Филиппинским островам и к Кубе, а удовольствовавшись изгнанием оттуда испанских войск, передать острова местным инсургентам которые лучше знают, какое правительство следует им у себя устроить.

В этом отношении не лишена значения речь, произнесенная в республиканском клубе в Нью-Йорке, президентом его, m-r Depew. Он предостерегал слушателей против оптимизма, царящего в Вашингтоне относительно войны и в особенности относительно мнимой легкости высадки в Кубе; в действительности, все это потребует больших жертв со стороны Америки и гораздо более времени, чем то предполагают. Затем оратор оплакивал приписываемое Соединенным Штатам намерение удержать за собою Филиппинские острова; во-первых, это значило бы подвергнуться справедливым насмешкам со стороны европейских народов после того, как президент и конгресс торжественно заявили, что начатая война не завоевательная, а предпринята исключительно в видах человеколюбия. Кроме того, нет никакого основания предполагать, что эти острова, населенные дикарями, могли бы быть выгодным рынком для американской торговли. Наконец, населяющие острова малайцы, китайцы и прочие азиаты, привыкшие к постоянному игу своих начальников-пиратов всегда будут враждебны всякому правильному правительству, а чтобы сдержать их «нам придется иметь там сильную, исключительно военную власть; сможем ли мы тогда сказать, что налоги без народного представительства есть тирания за исключением только того случая, когда мы можем извлечь из того какую-либо выгоду для самих себя».

Речь свою т-г Вереи заключил словами: «над Америкой веет ветер честолюбия и завоеваний; быть может, он разгонит соображения, подсказываемые разумом, но мы все-таки должны попытаться задержать развитие этого безумия, пока оно не увлекло нас слишком далеко».

Противодействие завоевательным планам Соединенных Штатов, по-видимому, возникает и с другой стороны, по крайней мере третьего дня приехавший сюда вице-президент Кубанской республики Капоте проездом через Кингсгоун (Ямайка), заявил, что отправляется в Вашингтон, чтобы передать желания временного правительства: «Мы желаем установить прочное соглашение между обоими правительствами. Мы очень благодарны Соединенным Штатам за их помощь. Нерешительный доселе ход войны служит для нас причиною некоторого разочарования, но мы надеемся, что планы американцев мудры и приведут к достижению желаемого результата. Для нас результатом этим является не только свобода, но и независимость как по отношению к Испании, так и по отношению к Соединенным Штатам».

Вообще сведения, доходящие из Кубы, заставляют сомневаться в готовности многих из местных начальников инсургентов оказать американским войскам деятельную помощь, на что вашингтонский кабинет, очевидно, рассчитывал, когда объявлял войну, не имея вполне организованной оккупационной армии. [342]

С глубочайшим уважением и истинною преданностью имею честь быть в. с-ва покорнейшим слугою.

В. Теплов

АВПР, ф. Канц., 1898 г., д. 113, лл. 15-17. Подлинник.