№ 159

Донесение Менана Е. И. Алексееву о новой вспышке восстания на Филиппинах

5 (17) июля 1897 г.
Манила [317]

Перевод

Господин контр-адмирал!

Имею честь представить в. с-ву и одновременно министру иностранных дел в С.-Петербург 430 и послу е. в-ва в Мадриде 431 краткий обзор политического положения Филиппин на 15 июля 1897 г.

В моем сообщении от 16 июня, я упомянул о том, что наблюдается относительное затишье в военных действиях, о которых в местных газетах почти ничего [318] не сообщается, и я даже говорил, что эго странное молчание не предвещает ничего хорошего. События как будто подтверждают это предположение.

Провинция Кавите — действительный центр теперешнего восстания, считавшаяся полностью усмиренной испанскими войсками в результате нескольких удачных боев, вновь объята волнениями. На всех дорогах, во всех ущельях, во всех деревнях появляются мелкие банды, которые грабят поместья, нападают на отряды, перехватывают транспорты и исчезают сразу после совершенного набега. Таким образом, безопасность далеко не обеспечена в этой провинции, которая стоила столько крови Испании.

То же происходит и в Батангасе, Лагуне, Моронге, где не проходит дня без сообщения о налете на какую-нибудь деревню. Эти налеты вынуждают немедленно посылать гуда отряд, который в большинстве случаев не встречает ни одного мятежника, так как они рассеиваются после своих удачных или неудачных набегов.

Эта война засад и внезапных нападений вгоняет в пот испанцев, так как больные и раненые не получают замены, что делается по просьбе генерал-губернатора, который уверяет, что имеет достаточно войск, чтобы противостоять событиям, и в рядах армии наблюдаются упадок духа и утомление. Люди не имеют ни минуты передышки, так как правительство может отправить их в любой пункт, откуда поступит сигнал о волнениях. Отметим, что в наличном составе армии едва осталось 12-15 тыс. солдат, которые должны противостоять 20-25 тыс. вооруженных мятежников.

В данное время, кажется, дела приняли особенно опасный оборот в провинции Булакан. И действительно, отряды, занимающие основные пункты и деревни этой провинции, не могут сделать больше ни одного шага за пределы пункта своего размещения, чтобы не подвергнуться нападению; транспорты продовольствия и боеприпасов лишь очень редко доходят до места назначения, и что особенно указывает на плохое положение в этих местах, это то, что повстанцы начинают нападать сейчас из деревни и укрепления, занятые испанцами.

Роли, как видно, переменились, и индейцы, которые, кажется, прекрасно понимают то неблагоприятное положение, в котором находятся сейчас испанские войска, переходят во всех пунктах в наступление, и нет возможности нанести им серьезное поражение из-за их чрезвычайной подвижности.

Подверглись нападению и с трудом оборонялись в этих условиях Сан-Мигель де Майурно, Кабанатуан, Памбилок, Сан Рафаэль, Норсагарай. Что будет через несколько месяцев, если путем энергичных и быстрых мер не будет изменено положение вещей?

Примите, г-н контр-адмирал, уверения в глубочайшем моем почтении.

Управляющий Менан

Помета на л. 104: Мичману Деливрону. Прочесть и мне доложить, что есть нового в делах в Маниле. 10 августа 1897. Ев. Алексеев.

ЦГАВМФ, ф. 511, оп. 1. д. 11, лл. 104-105 об. Подлинник на франц. яз.


Комментарии

430. Имеется в виду М. Н. Муравьев.

431. Речь идет о Д. Е. Шевиче.