№ 148

Донесение А. Виллемера Е. И. Алексееву о деятельности генерала Полавьеха по подавлению восстания на Филиппинах

№ 70

13 (25) января 1897 г.
Манила [297]

Перевод

Господин контр-адмирал

Активность и энергия, проявленные генералом Полавьеха со времени принятия им командования в качестве генерал-губернатора вместо маршала Бланко, создают уверенность в том, что его правление приведет к самым счастливым и быстрым результатам. Проводя энергично военные действия в центральных провинциях с целью высвободить силы для предстоящей через несколько дней атаки Кавите, он принимает с политической точки зрения самые подходящие меры, чтобы вернуть доверие и восстановить порядок, сильно нарушенный столь печальными и неожиданными событиями. Губернаторам провинций он указывает, как они должны себя вести по отношению к населению. Главнокомандующим крупных военных зон он предоставляет самые широкие судебные права с целью активизировать судопроизводство; с туземцами он говорит с твердостью, которая заставит их подумать о судьбе, ожидающей мятежников, но в то же время он заявляет, что он сумеет различить среди них тех, кто дал себя вовлечь в восстание по глупости или тупоумию, и тех, кто, движимый преступным честолюбием, поднял на восстание умственно ограниченный и слабовольный народ.

И чтобы доказать, что дела его не расходятся со словами, он приказал судить и расстрелять доктора Риса-ля, апостола сепаратизма, полубога для индейцев, административного советника Франсиско Л. Рохаса, 10 других главных организаторов нынешнего восстания, и 11 вождей замышляемого заговора, схваченных в провинции Камаринес — все богатые собственники и несколько других менее значительных личностей.

Показав, таким образом, чего можно ожидать от его энергии, генерал Полавьеха опубликовал декрет, дарующий самую широкую амнистию повстанцам, с обычной оговоркой в таких случаях, т. е. всем, кроме уголовных преступников, дезертиров и главарей тайны обществ — организаторов восстания и др. Этот декрет привел к подчинению большого числа восставших в провинциях Булакан, Батаан, Лагуна, Батангас, Пампанга и Манила и ни одного в Кавите, где, как кажется, готовятся к сопротивлению до конца.

Провинции Булакан и Манила стали главным театром военных действий после приезда генерала Полавьеха. Подкрепленные большим числом дезертиров из туземных войск повстанцы провинции Булакан независимо от мелких банд, захвативших всю провинцию, сформировали два больших отряда: один на северо-востоке спустился с гор Тибуль под командованием главаря Льянера; другой на юго-западе занял недалеко от деревни Бокане вблизи железной дороги, соединяющей Манилу с Дагупаном, очень сильные позиции, окопавшись в пункте, называемом Такаронг де Силе. В каждом из этих отрядов числилось от 4 до 5 тысяч человек. Первый, будучи несколько раз разбит подполковником Артега, вынужден был в конце концов укрыться в деревне Сан-Хосе, откуда был изгнан полковником Марино 23 декабря, потеряв убитыми 51 солдата. Сам Марино потерял убитыми 3 и ранеными 13 человек. Банды Льянера отступили к Тибуль с целью защитить свой отход горами, и здесь 8-го сего месяца два отряда под командованием подполковников Вильябона и Огарсабаля разбили их. Эта схватка, в которой всякое преследование было затруднено характером местности, не смогла стать решающей, как рассчитывали. Мятежники оставили на поле боя 58 трупов, а войска потеряли 4 человека убитыми и 20 ранеными, в том числе одного офицера. В настоящее время Льянера, кажется, вернулся на исходные позиции в Нуэва Эсиха, где он нападает на сторожевые посты гражданской гвардии и разоряет частные имения.

В другой части провинции командир Олагер бесспорно одержал самую блестящую победу за всю кампанию. 1 января благодаря хорошо проведенному комбинированному передвижению он смог овладеть позициями Такаронг де Силе, где [298] повстанцы оставили более 1200 убитыми; в войсках командира Олагера убито 24 человека, в том числе 1 офицер, ранено 69, в том числе 1 офицер. С тех пор преследование банд продолжается непрерывно. Большинство повстанцев теперь собралось на полуострове Паомбонг, куда стекаются в настоящее время несколько отрядов с целью их оттуда выгнать. Наконец, главарь банды Эусебио, бывший школьный учитель, доморощенный «генералиссимус», взят в плен во время смелого нападения, предпринятого подполковником Вильябоном, осужден военного-полевым судом и расстрелян.

Со своей стороны, бригадный генерал Гальбис, назначенный командующим северной частью Манилы, помог с большой ловкостью осуществлению планов генерала Полавьеха. С середины декабря повстанцы этого района наметили наступательное движение, цель которого сводится к следующему:

занять по обоим берегам реки Пасиг с помощью подкрепления, прибывшего из Кавите, несколько стратегических пунктов, предназначенных стать в будущем их оперативными базами;

прервать коммуникации между Манилой и Лагуной и обеспечить свои коммуникации между Кавите и Булаканом;

разместить в этой последней провинции подкрепление из 1000 человек, вооруженных ружьями.

Придерживаясь этого плана, повстанцы из деревень, расположенных на берегах Пасига, лапали 23 декабря на ласт Мунтинлупа, который отбросил их, потеряв убитыми офицера и 3 рядовых и 8 ранеными. Через несколько дней главному главарю банды Кавите Эмилио Агинальдо удалось пересечь с 4000 человек линию блокады, занять очень удобно расположенный пункт на Пасиге, называемый Малападнабате, перейти реку и осадить в Тагуиге, в нескольких километрах от Манилы, отряд кавалерии и стрелков-пехотинцев под командой капитана Негарто. Генерал Гальбис немедленно собрал немногие имевшиеся в Маниле войска, выступил на помощь Тагуигу и освободил его, тогда как несколько колонн, поддержанных канонерками и вооруженными баркасами, очищали оба берега Пасига и этим обеспечивали продвижение по реке. Через четыре дня военных действий генерал Гальбис отбросил Эмилио Агинальдо в Кавите, нанеся ему чувствительные потери, имея сам 13 убитых, в том числе 1 офицера, 26 раненых, из них 2 офицера, и 38 контуженых, из них 2 офицера.

В провинциях Батаан и Самбалес, где было убито два доминиканских монаха, полковник Барракер действует весьма активно и даже нанес серьезное поражение бандам этих провинций, отделавшись сам незначительными потерями.

Провинции Лагуна и Батангас почти спокойны, однако стычки, хотя и незначительные, случаются здесь довольно часто. Верховное командование этой области вверено дивизионному генералу Лячамбре, который с помощью бригадных генералов Корнеля и Харамильо готовится к операциям против Кавите, которые скоро начнутся, так как последние подкрепления из Испании прибыли в Манилу.

Я не премину держать в. с-во в курсе этих операций, от которых зависит окончательный успех кампании и которые обещают быть очень интересными.

Прошу, в. с-во, соблаговолить принять уверение в моем глубоком уважении.

А. Виллемер

Помета на л. 80: Флагманскому мичману Деливрону составить извлечение из настоящего донесения. Контр-адмирал Ев. Алексеев. 28 февраля 1897.

ЦГАВМФ, ф. 511, on. 1, д. 11, лл. 80-87 об. Подлинник на франц. яз.; лл. 62-65 — черновой перевод, современный, подлиннику.