№ 124

Из донесения русского генерального консула в Сингапуре А. М. Выводцева в I Департамент МИД о торговле Сингапура

№ 40

15(28) апреля 1909 г.
Сингапур

Обзор торговли в Сингапуре в 1908 г.

Несмотря на громадный застой в мировой торговле, отразившийся, конечно, и на сингапурском рынке и судоходстве, стоимость торговых оборотов Сингапура выразилась в истекшем году в огромной цифре в 684 млн. долларов, из которых 364 1/2 млн. падает на долю ввоза, а 319 1/2 млн. на долю вывоза.

Из этой суммы в пользу России выпадает лишь минимальная доля, а именно: стоимость ввоза из России определилась в истекшем году в 73 тыс. долларов, а вывоз в Россию в 3763 404 доллара.

Предметом ввоза, почти единственным, служит цемент, коего прибыло 18 350 бочек в Сингапур и Пенанг, и кроме того, случайные партии папирос, табаку, рыбных консервов, икры, которые получает из Одессы мелкий торговец, русский, некий г-н Болтер, торгующий на прибывающих из России пароходах, с которых он скупает товар и на которые поставляет провизию. Естественным образом, покупая в розницу за дорогую цену, он и продает дорого, но он тем не менее распродает все, и этот опыт доказывает, что если бы товар этот мог быть продаваем дешевле, то не подлежит сомнению, что здесь можно сбывать большими партиями вышеозначенные товары. К ним можно присоединить еще муку, и не трудно открыть рынок на Малаккском полуострове и даже в значительной мере. Весь вопрос теперь в том, кому обойдется дешевле фрахт, а так как иностранные пароходные компании скованы кольцом, трестом, который заставляет их в угоду крупным фирмам держать высокие фрахты, то русским пароходам, не связанным этим кольцом, можно теперь, понижая фрахты и принимая русский товар, открыть русской промышленности новый рынок, а себе доставить крупные доходы. Немного более целесообразное распределение рейсов и постановка дела на более коммерческих началах свободно от приемов бюрократии может открыть новую эру для нашего судоходства. Ведь этим путем после войны японцы завоевали себе здешние рынки и вытеснили много английских и других компаний, но теперь наступило отрезвление, товары японские — дурного качества, а дело с ними европейцам перестало быть симпатичным, и последние бойкоты много вредят Японии 371. Я говорил со многими купцами, которые готовы получить образцы товаров и содействовать их здесь распространению. Но еще успешнее могло бы пойти дело, если б на окраине Сибири, в Владивостоке, были установлены русские заводы и фабрики. Тогда по близости пути (10 дней) мы могли бы конкурировать с фрахтами из Европы настолько выгодно, что вытеснили бы отсюда много германского и другого товара, идущего из Гамбурга и Бремена. Так, отделения спичечных фабрик, мукомольные мельницы, особенно устройство фабрик консервов русских рыб, столь дешевых в Сибири, могли бы наверное рассчитывать на широкий сбыт и в Китае, и в Индокитае, Сиаме и Малаккском полуострове, с Сингапуром в центре. Ведь не боги горшки обжигают, и что могут другие, почему же не сделать это нам, русским?

Приведу примеры численные: [243]

Спичек привезено из Японии на 1400 тыс. долларов, из Швеции — на 74 тыс., из Голландии — на 9 тыс., из Дании — на 16 тыс. Россия может вытеснить и Японию и другие страны, если понизит фрахты.

Муки здесь привозится на сумму около 3 млн. долларов, преимущественно из Суматры, Борнео и Саравака. Из Европы ввозить ее теперь нет расчета из-за непомерных фрахтов. Одна Россия, не связанная для русских пароходов трестом, легко может конкурировать с этими странами. Прежде, говорят, русская мука привозилась в Индию, и сюда, и в. Рангун и Сиам и весьма ценилась.

Масло привозится из Австрии, из Дании и Германии. Но качество и упаковка русского масла, особенно сливочного, весьма удовлетворительны, и если поместить этот товар здесь через хорошие руки, то нет причины, чтоб он не получил хороший сбыт на здешних рынках.

Кожевенного товара привезено из Англии на 100 тыс. долларов, из Германии на 40 тыс., из Бельгии на 28 тыс. долларов. Из России привоза не видно.

Керосина привезено из Борнео — 47 тыс. ящиков стоимостью в 88 тыс. долларов, из Суматры — 473 тыс. ящиков в 958 тыс. долларов, из Америки — 178 тыс. ящиков на 439 тыс. долларов, а между тем здесь проходит наливное судно «Метеор» из Батума во Владивосток несколько раз в году, возвращаясь с балластом, и если можно этим путем возить в Сибирь, то почему же не в Сингапур.

В последнее время из Голландии, Норвегии, Германии и Италии стали привозить вместо прежнего конденсированного молока стерилизованное, в бутылках, герметически закупоренных. Этот продукт очень здесь распространен, но еще дорог, литр продается за 28 центов. Россия благодаря дешевым фрахтам могла бы легко конкурировать, если фабрику устроить во Владивостоке, тем более что пароходы наши из Владивостока до Сингапура и Коломбо, кроме двух-трех чайных, прибывают почти всегда порожние, а отсюда и из Коломбо часто получают полные грузы в Одессу.

Спирт и водки тоже могут служить успешным предметом ввоза, я получил уже различные запросы из России, на которые всегда обстоятельно отвечал, и мне даже обещали прислать образцы спичек и муки. Но русским купцам необходимо рекомендовать широко пользоваться рекламой, посредством объявлений, а также прислать коммивояжеров с образцами.

Что касается вывоза в Россию, то на первом плане стоит копра — 300 000 пикулей стоимостью в 2998 тыс. долларов; затем идет олово — 4477 пикулей стоимостью в 394 707 долларов, копал 372 — 1008 пикулей на 33 976 долларов, ананасные консервы — 3869 ящиков на 13 690 долларов, риса — 6772 пикуля стоимостью в 29 тыс. долларов и 25 000 пикулей черного перца на 397 704 доллара. Весь этот товар нагружен на пароходах Добровольного флота и Восточно-Азиатского общества. Но если б рейсы пароходов были правильнее и если б они соглашались заходить и в порты Средиземного моря в случае надобности, то им можно бы обеспечить полные грузы и обратно.

Русских фирм здесь нет за исключением московской фирмы «Щербачев, Чоков и К°», которая, однако, больше занимается агентурой Добровольного флота, чем самостоятельной скупкой и отправлением товаров. Здесь могла бы процветать комиссионная русская фирма, чтоб познакомить рынок с русским товаром и покупать непосредственно от производителей. Торговля, например, с Одессою вся в руках иностранных экспортеров. [244]

Движение русских судов было следующее:

Добровольного флота — 40, из которых лишь 14 совершили здесь торговые операции, а остальные оставляли себе место для Коломбо, откуда брали большие партии чая;

Восточно-Азиатского общества — 11, Северного общества — 4, пароходства братьев Меркульевых — 4 и одно парусное судно.

Общая вместимость этих судов 148 500 тонн. Пассажиры на этих пароходах случайное явление, преимущественно ученые или чиновники консульской службы. Эмигрантов на судах нет.

Суда в Сингапуре не строятся, но существует большой док, бывший частный док Tonpong Pagar Deak, теперь перешедший во владение правительства, предполагающего его монополизировать для английских судов, и тем иметь возможность во всякое время обратить свои пристани и доки в исключительно военные. Здесь же, на пристанях хранятся громадные запасы угля, которые разрешают держать лишь английским фирмам. Ввиду этого многие пароходы, и русские, стали заходить для погрузки угля не в Сингапур, а на голландский остров Сабанг, где уголь и дешевле и не хуже.

Пароходные агентства здесь: Добровольного флота, Восточно-Азиатского общества, Северного общества. Первое в руках русской фирмы «Щербачев, Чоков и К°», второе и третье — в английских фирмах... (Опущены сведения об исполнении А. М. Выводцевым консульских обязанностей по отношению к русским подданным. На тексте донесения имеется редакционная правка карандашом)

Генеральный консул Выводцев

Помета на л. 134: 3-я статья.

АВПР, ф. Тихоокеанский стол, д. 1355, лл. 134-140. Подлинник. Опубл.: «Сборник консульских донесений», вып. 111, СПб., 1909, стр. 236-240.


Комментарии

371. Речь идет о бойкотах японских товаров китайским населением как в Китае, так и в ряде стран Юго-восточной Азии после русско-японской войны в связи с экспансией Японии в Корее и Китае.

372. Копал — природная ископаемая смола, встречающаяся в тропических странах. В данном случае речь идет об ост-индском или манильском копале. Служит сырьем для изготовления сургучей, лаков и т. п.