№ 114

Донесение А. М. Выводцева Д. А. Капнисту о ходе восстания в султанате Паханг

№ 24

7(19) марта 1892 г.
Сингапур

Милостивый государь граф Дмитрий Алексеевич!

В дополнение к донесению моему за № 126 (См. док. № 113) о пахангском восстании имею честь сообщить, что по возвращении моем из Сиама я застал положение дел, по-видимому, умиротворенным, и спокойствие было водворено в Паханге, свободное движение восстановлено на реке Самантан, а следовательно, и работы на оловянных приисках возобновлены.

Порядок был восстановлен после небольших стычек бунтовщиков с полицией, пришедшей из Селангора, состоящей из «сиков», т. е. индийских волонтеров. Султан пахангский высказал свое полное подчинение и верность союзнице — Англии, и, объявив Оранга Кайя мятежником, сделал воззвание народу, призывая к спокойствию и грозя казнями бунтовщиков. Через несколько недель предводитель мятежа Оранг Кайя бежал, а затем и малайцы все разбежались. Султан казнил несколько мелких вождей, резидент Роджерс уехал в Сингапур, оттуда намеревался отплыть в Европу для отдохновения, но вдруг на прошлой неделе появились слухи, что Оранг Кайя вновь появился в сопровождении 600 чел., что он скрывался лишь в соседних джунглах, неожиданно напал на полицейскую станцию 341, убил несколько лиц, расхитил все ружья и припасы и вновь держит в осаде все население, карауля со своими полчищами вдоль реки — нерва всех сообщений.

Резидент Роджерс вновь уехал в Паханг, где султан клянется в верности и вновь обещает подавить восстание и завладеть мятежным вождем. Пока еще не было новых стычек, но опять призвана полиция из сиков, около 300 чел., очень сильных и ловких, но говорят, что и сила и численность бунтовщиков тоже растет.

Само собою разумеется, что это восстание подавится, как и прежнее, и по примеру ежедневно почти происходящих в Индии столкновений с туземцами. Весь вопрос состоит в том, действительно ли султан предан Англии, или же притворяется, а исподтишка помогает и поощряет Оранга Кайя. Существует много сторонников последнего мнения, но правительство основывает свою деятельность на сообщениях резидентов и не может прибегать к вооруженному отпору, считая это долгом местной полиции.

По требованию синдиката купцов, имеющих большое количество акций в предприятиях, подверженных теперь опасности и разграблению, губернатор телеграфировал о принятии мер для охранения рудников и приисков.

Публика считает, однако, образ действий правительства нерешительным, а печать, не решаясь высказаться, требует энергического урока пахангцам.

Надо полагать, что недавнее назначение колониального секретаря г-на Максвеля, бывшего дотоле резидентом в Селангоре и прослужившего 27 лет в колонии, даст губернатору хорошего и опытного советника в этом вопросе. [229]

Покорнейше прошу в. с-во принять уверение в отличном моем почтении и преданности.

А. Выводцев

АВПР, ф. Тихоокеанский стол, д. 1355, лл. 29-30 об. Подлинник.


Комментарии

341. Имеются в виду нападение восставших на полицейскую станцию в Лубок-Труа и последующий захват Темерлоха. В результате этих действий повстанцы захватили значительную часть Верхнего Паханта. Отряды восставших джемпульцев проникли даже в столичный район Пекан.