№ 111

Донесение А. М. Выводцева Д. А. Капнисту об истории проникновения Англии на Малаккский полуостров

№ 82

14(26) августа 1891 г.
Сингапур

Милостивый государь граф Дмитрий Алексеевич!

Вчера вечером здесь скончался, а сегодня погребен Тунку Аллум, прямой и последний потомок независимых властителей Джохорского султаната. Смерть эта не представляет собою исторического события с обычными последствиями, но заставляет раскрыть страничку из истории английского протектората в Малайских государствах.

Тунку Аллум — внук того султана, который добровольно уступил остров Сингапур Англии 332. С постепенным возрастанием города и торговли Сингапура, равно его стратегического значения, увеличилось значение соседнего султаната “Джохор” — крайней территории Малайского полуострова, отделяемой от Сингапура самой узкой полосой Малаккского пролива. В руках честолюбивого соседа эта территория могла сделаться если не опасной для Англии, то во всяком случае причинять ей излишние беспокойства. Вследствие сего было признано полезным заменить династию джохорских и муарских 333 властителей лицами, благоприятными Англии, и отец покойного, султан Али, в 1855 г. по наущению генерала Ансона, губернатора Сингапура, уступил джохорскую корону за ничтожное денежное вознаграждение ставленнику Англии Ибрагиму, оставив за собою соседний султанат Муар 334. Со смертью Али в 1877 г. султанат Муар должен бы был перейти к скончавшемуся ныне Тунке Аллуму; но джохорскому султану хотелось иметь Муар, и так как он пользовался поддержкой Англии, то Тунку Аллума заставили отказаться от своих прав, оставив его за его колебания и несогласие в нищете. Лишь впоследствии губернатору сэру Вельду удалось получить для Тунки-Аллума от джохорского султана пенсию (1250 долларов в месяц) и от английского правительства дом, в котором он здесь жил и скончался.

Смерть его теперь оживила воспоминание о несчастиях его дома в среде малайцев, которые тысячами сопровождали его гроб по пути к последнему его жилищу. Губернатор послал своего адъютанта в губернаторской карете. У Тунки Аллума остался сын 14 лет и 2 дочери.

Таким образом кончают здесь те свободные правители, которые в сфере интересов своей сильной соседки не умеют постичь выгоды добровольной отдачи себя под просвещенный протекторат.

Примите, м. г., уверение в отличнейшем моем почтении и таковой же преданности.

А. Выводцев

АВПР, ф. Тихоокеанский стол, д. 1356, лл. 2-3об. Подлинник.


Комментарии

332. То есть он был внуком султана Хусейна (1819-1835).

333. Муар — территория в закатной части Джохора, где находилась одна из резиденций джохорских султанов.

334. Реальная власть в Джохоре с конца XVIII в. принадлежала теменгунгу, одному из высших сановников султана Риау-Джохор. Чтобы придать видимость законности захвату Сингапура, Т. С. Рафлз в 1819 г. заключил договор не только с теменгунгом Абдулрахманом, но и с претендентом на трон султаната Риау-Джохор Хусейном, который остался жить на острове Сингапуре. Вплоть до 1855 г. продолжалась борьба Абдулрахмана и Хусейна и их сыновей. Ибрахима и Али, за джохорский трон. В этой борьбе претенденты старались заручиться поддержкой английских колониальных властей Сингапура, выступая в качестве их покорных марионеток. В конечном счете победа осталась за Ибрахимом, который был тесно связан с колониальными кругами Сингапура и обнаружил полную готовность не только признать власть английских колонизаторов над Джохаром, но и помочь им в установлении господства в остальной Малайе. В марте 1855 г. власти Стрейтс Сеттлментс заставили Али подписать с Ибрахимом договор, по которому он уступил последнему все права на Джохор, получив взамен право на титул султана, пенсию и небольшую территорию между реками Муар и Кесанг в западной части Джохора.