№ 107

Донесение русского консула в Сингапуре А. М. Выводцева начальнику Азиатского департамента МИД И. А. Зиновьеву об английской колонии Сингапур

№ 1

1 (13) января 1891 г.
Сингапур

Милостивый государь Иван Алексеевич!

Пробыв 2 месяца в Сингапуре среди особенных условий жизни в жарком климате, в стране, где язык (Малайский (Прим. док)), люди и нравы для меня чужды, я до сих пор не находил достаточно материала, чтобы сделать его предметом особого, интересного донесения. [215]

Устроившись, наконец, окончательно, я попытаюсь, насколько возможно, в общих чертах описать те впечатления, которые я вынес из кратковременного управления мною Консульством в Сингапуре.

Остров Сингапур, занимающий пространство в 27 миль длины и 17 ширины, находится на юге от Малайского полуострова. Он был приобретен для Англии в силу договора, заключенного в 1819 г. сэром Стамфордом Рафлесом (Sir Stamford Raffles) с джохорскими султанатами Малайского полуострова 317. Сперва остров этот, тогда бедный и неустроенный притон рыбаков, был поставлен в ведение бенгальского правительства, но впоследствии, когда Англия в 1824 г. приобрела Малакку от голландцев, Сингапур вошел в состав образовавшихся владений, именуемых «Straits Settlements» и объединяющих собой Пенанг, Перак, Малакку и Сингапур 318. В 1832 г. Сингапур, сделавшись в силу своего порто-франко богатым городом, стал центром управления этих владений, с местопребыванием губернатора и главнокомандующего 319. Здешняя крепость, форт Каннинг, считается второклассною, и наряду с крепостною артиллериею существует еще и добровольная; в городе стоит полк пехоты (58 Northhamptonshire) с главнокомандующим генералом Sir Charles Warren, известным некогда шефом полиции в Лондоне. На рейде обыкновенно стоят не больше двух военных судов, в настоящее время здесь лишь одно — «Caralina» capt. Clutserbuck.

Занимая самые лучшие порты в Малаккском проливе, англичане в своих руках сосредоточивают почти всю торговлю на Малаккском полуострове и, защищая его в подобающей мере на море и на суше, Англия может считать себя, если не по праву, то фактически, господствующей на всем Малаккском полуострове. Это господство усугубляется (Так в тексте) еще тем фактом, что и на всей береговой полосе со стороны Китайского моря много портов уже поставлены местными владетельными князьями под покровительство Англии, каковое, по опыту, всегда оканчивается завладеванием 320.

Колония «Straits Settlements» управляется губернатором как уполномоченным представителем королевы 321 и не имеет никакого отношения к индийскому правительству, а всецело зависит от статс-секретаря для колоний в Лондоне. Губернатор вместе с Законодательным советом из коронных и выборных советников 322 и с Исполнительным советом лишь из коронных чинов издает законы и приводит их в исполнение без представления о том в Лондон. Но королева имеет право «veto», которым в Лондоне не стесняются, не отменяя прежних постановлений, но приостанавливая их действие. Это дает, с одной стороны, губернатору возможность категорически вводить в действие постановления, вызываемые необходимостью минуты, представляя королеве отмену их тогда, когда они уже не целесообразны.

Впрочем в Лондоне не стесняются при удобном случае дискредитировать власть губернатора, критикуя его постановления и отменяя их помимо его желания. Я застал здесь исправляющего должность губернатора сэра Диксона, который вздумал приравнить наши суда Добровольного флота к военным, как перевозящие войска. Будучи калифом на час, он отменил прежние постановления, разрешавшие этим судам входить в порт, и требовал, чтобы они останавливались на рейде. Вследствие протеста консульства, губернатор сделал запрос в Лондоне и получил выговор с предписанием восстановить прежнюю свободу входа в порт, а приехавший вскоре губернатор Sir Cecil Smith, критикуя строго меры своего предшественника, разрешил даже военным судам по [216] предварительном извещении со стороны консульства входить в самый порт для снабжения судов углем. Я не замедлил сообщить об этом начальнику эскадры в Тихом океане, который остался очень довольным достигнутым консульством результатом.

Из предыдущего явствует, что власть губернатора, наряду с широкими полномочиями, является отчасти фиктивной и дает оппозиции здесь, как и в Лондоне, широкий простор. К тому, меня поражает отсутствие солидарности между членами местного управления, которое приводит к печальным разногласиям, обнаруживающим слабость правительства. Последствием этого были частые прежде бунты местного населения, особенно в Пераке, где в 1875 г. убили английского резидента Mr Birch 323. И в Сингапуре, тому назад несколько лет, китайцы держали несколько дней все европейское население в осадном положении 324. При более точном ознакомлении я не замедлю сообщить подробные сведения об этих беспорядках, которые, впрочем, в последние 2 года не повторялись.

Преобладающее по численности население — это «китайцы. Их около 150 000, из коих меньше половины английские подданные, остальные составляют кочевое население, приезжающее для наживы и возвращающееся затем в Китай, откуда на смену им прибывают новые элементы 325.

Исконное население — малайцы, коих язык здесь преобладает и в торговле и в жизни. Их почти 30 000, они почти все английские подданные, и представители их часто находятся с правительством в аппозиции. Между ними есть много богатых купцов, коих влияние весьма необходимо правительству для сношений с туземцами.

Индийцев преимущественно из Цейлона, и сингалезов здесь около 10 000 326, они все почти чернорабочие и очень индифферентно относятся к господствующей касте белых. Самый опасный элемент — это китайский.

Я ограничиваюсь на сей раз этим общим очерком, не решаясь высказывать серьезных взглядов прежде основательного ознакомления. Я был бы очень счастлив, если б в. пр-ву угодно было дать мне какие-либо указания относительно тех вопросов, какие в Индии, в Сиаме, Китае и Японии интересуют министерство. Я думаю, что здесь есть полная возможность многое узнать и узнать весьма достоверно.

Примите, м. г., уверения в моем отличнейшем почтении и таковой же преданности.

А. Выводцев

Помета на л. 2: Копия для государя императора

АВПР, ф. Тихоокеанский стол, д. 1355, лл. 2-5 об. Подлинник.


Комментарии

317. Имеются в виду договоры от 30 января и 6 февраля 1819 г., заключенные Т. С. Рафлсом с владетелями Джохора о создании на о-ве Сингапур английской фактории.

318. Колония Стрейтс Сеттлментс была образована как четвертое президентство Британской Индии в 1826 г. В нее вошли Пинанг, Сингапур, Малакка и о-ва Диндинг, захваченные Англией в 1826 г. у Перака (именно их имеет в виду консул, сообщая о вхождении Перака в состав Стрейтс Сеттлментс).

319. До 1832 г. центр Стрейтс Сеттлментс находился в г. Джорджтауне, расположенном на о-ве Пинанг.

320. Речь идет о той части восточного побережья Малайи, которая принадлежала Джохору и Пахангу.

321. Имеется в виду королева Виктория (1837-1901).

322. Законодательный совет был создан в Стрейтс Сеттлментс после отделения их от Индии и превращения в колонию короны в 1867 г. В его состав входили должностные (консул называет их коронными) члены, высшие чиновники колонии, и недолжностные лица, которые, за исключением двух европейцев, избираемых торговыми палатами Сингапура и Пинанга, назначались губернатором. В XIX в. в Законодательный совет, выполнявший чисто совещательные функции при губернаторе, входили одни лишь европейцы; только в XX в. в него были включены представители азиатского населения.

323. Здесь консул обнаруживает явное незнакомство с историей вспыхнувшего в 1875 г. восстания в западных малайских княжествах Перак, Селангор, Сунгей-Уджонг, которые были захвачены английскими колонизаторами в 1874 г. Восстание носило резко выраженный антиколониальный характер и задержало дальнейший захват Малайи Англией. Наибольший размах восстание приняло в Пераке, где сигналом к его началу послужило убийство резидента Д. Берча.

324. Речь идет о конфликтах между китайскими тайными обществами, которые нередко принимали форму открытых столкновений. Руководство тайными обществами принадлежало компрадорской китайской буржуазии Стрейтс Сеттлментс, которая использовала эти организации в своих целях. Вместе с тем среди рядовых членов обществ сильно чувствовались антианглийские настроения, и ряд выступлений китайского населения (особенно во время восстания 1875-1876 гг.) имел довольно явственную антиколониальную направленность.

325. Увеличение китайской иммиграции в Малайю в конце XIX в. было связано со спросом на рабочую силу в связи с завоеванием Малайи и превращением ее в источник сырья для Англии. Особенно значительна была роль китайцев в оловодобывающей промышленности. Китайцы же составляли большинство буржуазии Стрейтс Сеттлментс. Сингапур благодаря своему географическому положению и политике привлечения в Стрейтс Сеттлментс иммигрантов превратился в основной транзитный порт, через который китайские рабочие прибывали в страны Юго-Восточной Азии.

326. Причины роста индийской иммиграции в Малайю были те же, что и причины роста китайской. Индийцы использовались преимущественно в плантационном хозяйстве и в качестве мелких служащих. Основную массу индийских иммигрантов составляли тамилы — выходцы из Южной Индии.