№ 195
1671 г. ранее декабря 29. (Датируется по времени подачи документа в Посольский приказ (там же, л. 133 об.)) – Запись русским посланником П. Стаденом предложений, внесенных шведскими властями в г. Риге, о союзе и развитии торговли между Русским государством и Швецией. 8
/л. 146 об./ Его царскому величеству лутчи сего не надобно учинити для своей обнадежности и корысти, что с коруною Свейскою мир во всем воздержати и союз крепкой учинити для того, чтоб один потентат на другово надеялся во всем и в нужном времяни деньгами и людьми и всякими воинскими запасы вспоможенье друг другу чинил, чтоб торговля с обоих сторон повольная была, так, чтоб всем царского величества подданным поволено было королевского величества в сторону, в Ригу, в Ругодив, в Пернаву, в Колывань и в ыные места, где им потребно будет, как его царского величества с казенными /л. 147/ товары, так им и з своими ездить без задержанья. И надобно так порадеть, чтоб свейским царского величества на товары положить малую пошлину и чтоб то подтвердить присягою для вечного воздержания, а морской торговле б быть лутчи того, как у Архангельского города, потому что карабли в Ругодив и в ыные места двожды и трожды и четырежды в году приходити могут, а к Архангельскому городу карабли приходят только единожды летом, и то с великим [321] трудом и з большим страхом и с убытки. Галанцом и аглинцом надобно не само верить, потому что они в морском проезде будут искать противности, чтоб кизылбашских товаров к Москве не возили, и будет они того чрез своих послов и промыслы учинити не возмогут, /л. 147 об./ тогда они караблями Архангельской город осадить промышляти учнут. И буде его царское величество с Свейскою коруною в недобре будет жити и коруна Свейская не поволит чрез свои проливы товаров пропускати, и те все товары царского величества в казне испортятся и денег в земле мало будет. А будут те обои государства чрез вольную торговлю и союз имети большую корысть и надежность и один другому всякого добра искати будет и верно вспомогати, и тем его царское величество себе и християнскому неприятелю, как тому бунтовщику казаку 9 и татаром, также и турку, сами отпор дадут и от поляков безопасны будут, которым пользе будет ни малого чего сотворити, как они то проведают, что у царского величества с Свейскою коруною вековечной мир и вновь такой крепкой /л. 148/ союз учинен. И Свейская коруна его царского величества персону возлюбливает и всякую кладет причину на некоторых думных людей, которые те мирные договоры не во всех статьях воздерживают; а то достоверно есть, что Свейская коруна намерена была и хотела с поляками союз учинить, но себе желали и возлюбили, чтоб союз учинити с царским величеством, буде его царское величество на то поволит. И Свейская коруна поляком в союзе откажет и от них отстанет.
Ф. Сношения России со Швецией, кн. 81, лл. 146 об.-148. Перевод XVII в.
Комментарии
8. См. примечание 1 к документу 192. Данная запись, по-видимому, относится ко времени вторичных переговоров Н. Стадена в Риге летом 1671 г., так как она была подана им в Посольском приказе лишь по возвращении его в Москву, во время переговоров с А. Эберсшильтом. Можно предположить, что переговоры в Риге были окончены до 31 июля 1671 г., так как ведший переговоры рижский генерал-губернатор К. Тотте в это время находился уже в Стокгольме (та же книга, лл. 8 об.-9 об.).
9. Имеется в виду Степан Разин.