IV. 1666 г. августа 18. – Из письма русских послов шведским послам. 8
/л. 243/ Таковы письма свейским послом /л. 243 об./ даны на 7 съезде , августа в 18 день.
О обидах в торговых промыслех царского величества подданным торговым людем королевского величества в стороне...(Далее дословно повторяется текст статей 1-7-й и 13-й письма, посланного русскими послами шведским послам 15 октября 1663 г., во время переговоров на р. Плюссе, за 3 года до настоящих переговоров; см. выше, документ № 167, III)
/л. 254 об./ 9
Да как царского величества подданные торговые люди королевского ж величества в стороне, в Колывани и в ыных свейских городех, купят соль и сельдь и питье или на товары свои вымянят, и с теми товары как /л. 255/ приедут воденым путем в Ругодив ц и в Канцы, ц ( ц-ц В письме 1676 г. опущено) и в Ругодиве ч и в Канцах ч ( ч-ч В письме 1676 г. опущено) бурмистры и ратманы тех привозных товаров царского величества в сторону не пропускают, а велят им те товары продавать в неволю ругодивским жителем, ш а в Канцах канецким жителем, ш ( ш-ш В письме 1676 г. опущено) и тем же людем щ такие ж товары щ ( щ-щ В письме 1674 г. опущено) велят покупать у себя в Ругодиве э и в Канцах э ( э-э В письме 1676 г. опущено) другим торгом большою ценою. Да в Ругодиве ж ю и в Канцах ю ( ю-ю В письме 1676 г. опущено) тех же /л. 255 об./ товаров у приезжих королевского величества у подданных у колыванских и иных свейских городов жителей и у [300] иноземцов, кроме ругодивских жителей, а в Канцах, окроме канецких, купить (В письме 1676 г. далее: и ныне) не велят, а велят покупать те товары вневолю у своих тутошних жителей большою ценою. И те неволи и помешки в торговлях великие, противность ж Кардискому вековечному мирному договору...(Далее дословно повторяется текст статей 9 – 12-й письма, посланного русскими послами шведским послам 15 октября 1663 г. во время переговоров на р. Плюссе; см. выше, документ № 167, III)
14
/л. 262/ Да в Стекольне ж чинят задержания вновь уставлеными статьями: как царского величества подданные купят какой вещей товар, и против отвесу важенники дают седлы за своими руками, у ково что весом и числом чево будет, и те седлы преж сего относили в таможню, и по тем седлам в таможне ж, /л. 262 об./ с ково что пошлин довелось, имали тут в таможне и отпуск чинили? А ныне те важенные седла велят перво относить бисюкарем и от бисюкарев имать на те ж товары новые седла, а те бисюкарские седла отдавать велят в таможню таможеннику; и таможенник попрежнему пошлин в таможне не принимает, а сметив, что с кого с товаров доведетца пошлин, и написав тому роспись, что по их словет /л. 263/ руль, берет от письма себе по ефимку любскому и больши и с тою росписью с ходаком отсылает для платежу пошлин в банку, и в банке возмут пошлину и отсылают опять в таможню к иному подьячему для проезжей грамоты; и, написав проезжую, берут от той проезжей грамоты в казну 2 ефимка любских, да от письма подьячей себе берет полефимка любских и больши, да ластовых денег с малова судна по ефимку любскому, а з большого судна по 2 /л. 263 об./ ефимка любских и больши, смотря по судну, и после того отсылают ис таможни с ходаком и з грамотою к городовому бурмистру и велят тут платить стыровые деньги с карбаса по 2 ефимка любских, а с соймы или с полукарбасья по ефимку любскому; и от того бурмистра с ходаком и з грамотою отсылают к побережному начальному бисюкарю, и тот бисюкарь емлет по полуефимку любскому с судна и больши и, подписав таможенную /л. 264/ проезжую грамоту, отдаст царского величества подданным, то ж и отпуск из Стекольна. И, отъехав из Стекольна 3 мили, на дороге в Ваксольме опять держат и товары пересматривают и тем в пособные ветры задершку чинят. А в Канцах и вдругоряд пересматривают и тех царского величества подданных с товары задерживают и убытки чинят многие, мимо вековечного мирного договору. А по вековечному /л. 264 об./ мирному договору, как в 10 статье о том написано, от всякого чину людей нигде никаким обычаем, горою и водою, задержаным и помешаным и неновых проезжих иманьем и никакою неволею утесненым не быть, ноипаче всякими мерами к их проезду к торговле и делу вспоможенье учинить по достоинству.
На исправленье прежних /л. 265/ писем о торговой 10 статье. 9
Повольной и непомешаной и нерушимой торговле быть на обе стороны меж царского величества Росийского царствия и королевского величества коруны Свейские, и тех обоих великих государств к приналежащим землям, которые ныне под их обоих великих государей владеньем есть или впредь будут, поддаными жители быти во всем по тому, /л. 265 об./ как в Кардиском вековечном мирном договоре в 10 статье имянно написано, без всякого нарушенья и перемененья.
Да в тот же Кардиской мирной договор к той же повольной торговле ко исполнению. [301]
1
Царского величества подданные торговые люди как поедут для своей торговли с товары /л. 266/ королевского величества в сторону, в город Стекольно или в ыные свейские городы, где им годно, в какое время ни случитца, летом или зимою, водою или землею, морем и озерами и реками, и их на дороге в Канцах и в ыных свейских городех для пошлин с товары их не задерживать и с судов их от проезжих и ластовых и мостовых денег в проезде /л. 266 об./ не имать и до тех городов, до которых они с товары своими едут, на дороге пошлин с товаров их не имать, а платить бы им пошлину с товаров своих в тех городех, где товары в продаже будут, свейскими всякими деньгами, какие ни лучатца; и новых проезжих иманьем их не задерживать, а давать с обе стороны от проезжих писарем по чети ефимка, а не больши, /л. 267/ а как им новые проезжие в первом порубежном городе даны будут, и им вольно по тем проезжим ехать во все королевского величества городы и места и уезды и на ярманки, где они похотят, без всякого задержания, а вновь бы царского величества на подданных новонакладных никаких пошлин не накладывать. И торговати им, царского величества подданным, королевского величества /л. 267 об./ с подданными и иными всякими приезжими торговыми и всяких чинов людьми всех городов коруны Свейские всякими товары и менять и покупать повольною торговлею, у ково с кем в торгу и цене как сойдетца, и как они похотят, без всякие помешки во всех городех, а ценити товары для пошлин прямою ценою без прибавки. И в Ругодиве царского величества у подданных товаров их, /л. 268/ льну и пеньки, в неволю не браковать, а покупать повольною торговлею, у кого каков товар в привозе будет.
2
Также бы по вековечному мирному договору велеть отвести царского величества подданным торговым людем королевского величества в городех, в Стекольне и в Риге и в Колывани и в Ругодиве, места под вольные торговые /л. 268 об./ дворы без задержания вскоре, в Стекольне городе мерою против московского места и с полатою с каменою и с погребом, а в Риге в городе ж мерою против новгородцкого двора, а в Ругодиве против псковского двора за городом с полатою и с погребом каменым, возле Неровы реки, близ карабельной пристани; а в Колывани отвести место мерою против того ж, как отведен царского величества /л. 269/ в стороне, в городе Переславле Залеском, королевского величества подданным. И велеть им, царского величества подданным, на тех дворех ставитца без постоялова и без анбарщины так же, как и царского величества в стороне, на Москве и в Великом Новегороде и во Пскове, королевского величества подданные с товары своими ставятца на даных на вольных дворех, а постоялова и анбарщины /л. 269 об./ с них не емлют.
3
Да в Стекольне ж и в ыных свейских городех, которые медные деньги, шкилевые и плотовые, учинены изстари королевского величества под печатью вместо ефимков и золотых, и царского величества подданным торговым людем, что тех денег достанетца им за товары их, и те медные деньги, также и ефимки любские /л. 270/ и золотые вывозить им царского величества в сторону повольно ж без всякого заказу так же, как и царского величества в стороне заказу о том николи не бывало. А что царского величества у подданных торговых людей королевского величества [302] в стороне в заказное время после мирного договору ефимков и золотых и медных денег и всякой меди где что отнято, и то все по сыску отдать назад /л. 270 об./ сполна, у ково что отнято, без всякого задержанья.
4
Также и всем царского величества подданным торговым людем во всех королевского величества городех поволити б по вековечному мирному договору повольною и безпомешаною торговлею медь покупать и на товары менять плотавую и кокорчатую и всякую дельную и недельную /л. 271/ медь безо всякие помешки королевского величества у всяких чинов людей, у кого похотят.
5
Также б королевского величества в городех, в Стекольне и в Риге и в Колывани и в Ругодиве и в Канцах и в ыных во всех свейских городех, поволить царского величества подданным покупать соль и сельди и питье и иные всякие товары королевского величества у подданных /л. 271 об./ всяких чинов и у приезжих людей всех городов Свейского королевства повольною и безпомешаною торговлею, и вывозити бы им те купленые товары царского величества в сторону землею и водами, как ни имянуютца свейские городы, без всякие помешки и задержанья, без убытка пропущать. А царского величества в стороне королевского величества подданным в проездех их /л. 272/ с товары в городех помешки им никакие не бывает.
6
Также б королевского величества во всех свейских городех бурмистром и ратманом ни в каких росправных делех царского величества подданных торговых людей с своими торговыми людьми без крепостей и по крепостям в ратуше не судить и ничем их не ведать, потому /л. 272 об./ что они с ними торгуют, а судити б их и росправа чинити во всяких делех королевского величества в городех генералом и губернатором и державцом.
7
Да королевского ж величества в Стекольне как царского величества подданные продадут свои товары, с которых пошлина плачена, и на те же /л. 273/ товарные деньги похотят купить медь дощатую и кокорчатую и всякую медь или на товары свои выменить, и с них новонакладных пошлин з берковца меди по 18 ефимков любских и никаких новонакладных пошлин не имать. А в Риге учинена пошлина вновь, а преж войны такой пошлины не бывало, а емлют со 100 по 8 ефимков любских, а с сукон сермяжных по ефимку /л. 273 об./ любскому, а с косяка мыла по орту, а с юфти красных кож по золотому польскому; а как те товары в продаже будут, и на те ж товарные деньги что товаров куплено будет, и с тех купленых товаров емлют другую такую ж большую пошлину, и то будет с одних денег две большие пошлины; и те бы ново накладные пошлины, чего преж сего не бывало, отставить и не имать. А царского величества в стороне пошлину /л. 274/ емлют королевского величества с подданных одну. [303]
8
А что королевского величества в Стекольне и в ыных свейских городех царского величества подданных с товары их от чего чинитца задержанье в городех и на дорогах, и то все отставить, а отпущати их из городов с товарами ис таможни, и на дорогах и в проездах их /л. 274 об./ безо всякого задержания по вековечному мирному договору, как в 10 статье о том написано, от всякого чину людей нигде никаким обычаем, горою и водою, задержанным и помешаным и неновых проезжих иманьем и никакою неволею утесненым не быть, ноипаче всякими мерами к их поезду к торговле и делу вспоможенье чинить по достоинству. /л. 275/
9
А что належит царского величества в стороне на Двине реке королевского величества подданным рижским торговым людем в торговле их и в проезде, и тому всему воздержану быть по Валиесарскому и по Кардискому вековечному мирному договору.
10
А пошлина платить царского величества в стороне королевского /л. 275 об./ величества подданным торговым людем с товаров своих ефимками любскими полными, а которые ефимки неполные, и к тем дадовать серебряными мелкими деньгами. А принимать ефимок полной ценою по полтине ефимок, а у ково ефимков не будет, и тому платить за ефимок по полтине ж рускими серебряными мелкими деньгами, также и царского величества подданным торговым людем королевского /л. 276/ величества в стороне с товаров своих пошлину платить ефимками ж полными, а которые ефимки будут неполные или у кого ефимков не будет, и с тех имать к неполным ефимкам в дополнку также и за ефимок, у кого не будет медными всякими свейскими деньгами, какие у кого лучатца, по полтине ж за ефимок, и на товары в таможнях сверх достойной цены высоких цен не накладывать, а ценить /л. 276 об./ всякие товары правдою, по чему которой товар в купле и в продаже в то время будет, и во всем быть по Кардискому мирному договору. А иных государств торговых людей за своих подданных на обе стороны не называть и к своим руским или свейским подданным не приопщать.
11
А что належит царского величества /л. 277/ подданным торговым людем, которые торгуют в Свейском королевстве, в росплате долгов их, и тому учинену быть по Кардискому вековечному мирному договору, а королевского величества подданным торговым людем царского величества с стороны во всем Росийском царствии в росплате долгов их учинено будет по Кардискому мирному договору. 10
Ф. Сношения России со Швецией, кн. 73. лл. 168-173 об.. 177 об.-187 об., 205 об., 206, 212 об.-222 об., 243, 243 об., 254 об.-255 об., 262-277.
Комментарии
8. В приводимом письме, в основной своей части (статьи 1-13) дословно повторяющем текст письма русских послов от 15 октября 1663 г. (см. документ 167, III), добавлена дополнительно еще одна, 14-я статья о новом порядке ведения торговли, установленном в Стокгольме; данная статья сохраняется и в следующих двух вариантах этого текста, относящихся ко времени переговоров 1674 г. (там же, 1674 г., № 3, лл. 646-648) и 1676 г.; в последнем случае эта статья дается в значительно дополненном виде и потому публикуется далее в составе документа 228, I.
Содержание приводимого письма по данным Стокгольмского архива излагается вкратце в книге: B. Fahlborg, op. cit., s. 543.
9. Далее идет составленный русскими послами проект текста торговых статей подготовляемого договора.
10. О торговле также см. то же дело, лл. 146-160, 206-212, 362-365.