VIII. 1663 г. ноября 19. – Из записи переговоров на девятом съезде русских и шведских послов.
И ноября ж в 18 день посылали царского величества послы к свейским послом в Ругодив жильца Максима Тимашова да переводчика и с ними приказывали, что они, свейские послы, для обоих великих государских дел с ними, царского величества великими послы, съехались.
И того ж дни Максим Тимашов, приехав от свейских послов, сказал: приказывали де к ним, царского /л. 432 об./ величества послом, свейские послы, что на съезд будут ноября в 19 день.
И того ж числа съезжались царского величества послы с свейскими послы в девятые, а приезд их на съезжее место был попрежнему.
И, сшедчись с свейскими послы в обчем съезжем чердаке и витався, сели за особые столы. /л. 433/
И царского величества послы свейским послом говорили, чтоб они тое 3 статью написали по тому, каково письмо они, царского величества великие послы, послали к ним, королевского величества великим послом, да в тое ж бы статью они написали, чтоб повольно было царского величества подданным торговым людем медь покупати во всех королевского величества свейских городех и вывозити царского величества в сторону попрежнему, как было до войны, так же, как и царского величества с стороны о заказных шти товарех в торговле повольность /л. 433 об./ учинена попрежнему; да в тое ж бы 3 статью приписали они, королевского величества великие послы, чтоб царского величества подданным [274] торговым людем торговати повольно было королевского величества в стороне, также и царского величества в сторону питья и сельди и соль и железо и иные всякие товары и золотые и ефимки вывозить повольно же было.
И свейские послы царского величества послом говорили: началу де той статьи об отставке шти товаров быть по тому, как у них в письме написано, а иноко де они пременять не будут; а медь де из давных лет – казна королевского величества, а не ходячей товар. /л. 434/ А бывает в воле королевского величества, когда поволит, отдать на время в откуп своим королевского величества подданным торговати, а в ыное время укажет покупать из своей королевского величества казны. А о дельной де меди николи заказу королевского величества в стороне царского величества подданным торговым людем не бывало, и то де они им, царского величества великим послом, объявляют многими речьми, что им той королевского величества казны отнюдь в тое статью написати невозможно; а тем де они, послы, обнадеживают, что королевского величества в стороне царского величества торговым людем в меди повольная торговля будет попрежнему. А что они, царского величества великие послы, говорят, /л. 434 об./ чтоб царского величества подданным торговым людем королевского величества в городех повольно было торговать и покупать питья и сельди и железо и иные всякие товары и вывозить бы царского величества в сторону золотые и ефимки, и о том де они учнут с ними говорить в то время, как их объявленные статьи на мере постановят.
И царского величества послы говорили: говорят они, что медь – бутто королевского величества казна и торговать тою медью, мимо королевского величества казны, бутто никому не поволено. А в прошлом во 167 году писал царского величества из отчины, из Великого Новагорода, боярин /л. 435/ и воевода князь Григорей Семенович Куракин в Ругодив к генералу, чтоб повольно было медь купить царского величества в казну, и королевского величества ругодивской генерал в то время тое медь покупать велел у всяких чинов людей повольною торговлею.
И свейские послы говорили: царского де величества в казне заповедные товары всегда бывают шолк сырец и корень ревень, и о тех де казенных товарех они не говорят, потому что те товары не ходячие, /л. 435 об./ а покупают де те товары царского величества из казны; а у королевского де величества по тому же казенной товар медь, и о повольной де торговле о меди писать им в договор нельзе.
И царского величества послы свейским послом о том говорили многими розговоры, чтоб они о повольной торговле о меди в тое статью написали, чтоб торговать медью вольно было попрежнему.
И свейские послы учали царского величества послом /л. 436/ говорить, сердитуя: той де статье быть так непременно, как у них в письме написано, и отказали в том свейские послы впрямь, что они больши того о том говорить не будут.
И царского величества послы, видя, что свейские послы в том стоят упорно, говорили, чтоб тое статью отложить до иного съезду, а говорить бы о иных торговых статьях. /л. 436 об./
И свейские послы говорили: хотя де они, царского величества великие послы, и все торговые статьи на мере постановят, а о той 3 статье по их письму договору не учинят, ино де и во всем деле ничего не будет, только времяни продолжение чинитца.
И царского величества послы учали говорить о 4 статье, что написано у них, королевского величества послов, о новонакладной пошлине, которая /л. 437/ по указу великого государя, его царского величества, положена [275] его царского величества на торговых людей, чтоб та новонакладная пошлина ныне отставити. И тому быть невозможно: великий государь, его царское величество, в своем, великого государя, Росийском царствии что изволит на своих царского величества подданных торговых людей положити, и того никто пременити не может, и чтоб та 4 статья отставить, потому что та новонакладная /л. 437 об./ пошлина по указу царского величества положена его царского величества на подданных торговых людей, а не на королевского величества подданных торговых людей, и королевского величества торговым людем от того помешки никакой не будет, и о том им не токмо писать в договор, но и говорить не годитца.
И свейские послы говорили: в Кардиском де /л. 438/ договоре написано имянно, что быть торговле вольной безо всякие помешки, также до и в прежних в старых, в Тявзинском и в Выборском и в Столбовском договорех, о повольной торговле написано имянно ж, и по тем де по всем договором ни с которую сторону новые тягости накладывать было не довелось; и царского де величества с стороны Кардискому и прежним договорам учинена явная противность, и тем де королевского величества подданные торговые люди отягощены, /л. 438 об./ потому что царского величества подданные торговые люди ту пошлину, которую с них емлют, накладывают на товары. И буде великий государь, его царское величество, той новонакладной повышенной пошлины отставить не изволит, и от того де вся торговля будет помешена.
И царского величества послы свейским послом говорили: того в прежних и в Кардиском /л. 439/ договорех не написано, чтоб великому государю, его царскому величеству, также и велеможному государю их, его королевскому величеству, на своих подданных накладывать вновь пошлины не вольно, да и всякой государь в своем государстве волен, что изволит для пополнения своей государской казны, то и наложить укажет.
И свейские послы говорили, чтоб де царское величество изволил тое /л. 439 об./ накладную пошлину отставить для того, что де королевского величества подданным торговым людем в том помешка и убытки чинятца большие: которые де королевского величества подданные учнут царского величества в стороне у торговых людей торговати товаров, и они де для той новонакладной пошлины на товары накладывают большую цену, что и купити не мочно, и тем де учинена неповольная торговля. /л. 440/
И царского величества послы свейским послом говорили, что по указу великого государя, его царского величества, положена та пошлина царского величества на подданных торговых людей с продажи з денег, а королевского величества с подданных с торговых людей по указу царского величества емлют пошлину попрежнему, а новой никакой пошлины королевского величества на подданных не наложено, и в том им тягости и помешки никакой нет. /л. 440 об./ А преж сего и королевского величества в городе, в Стекольне, для воинского времяни положена была на медь пошлина, сперва с пуда платили по ефимку любскому, а после положено было по 5 и по 8 ефимков, и продавала была та медь с такою великою накладною пошлиною во всех королевского величества городех, и царского величества подданные торговые люди в то время тое медь покупали ж большою ценою и, убытки им учинились великие, /л. 441/ а великий государь, его царское величество, х королевскому величеству о том не писывал и не заборонял. Да и ныне королевского величества во всех свейских городех царского величества подданным торговым людем чинитца в торговле явная неволя и помешка, а особно в Риге: которые царского величества подданные торговые люди с товары своими в Ригу приезжают, а товаров своих, хотя они и не продадут, а пошлину с них /л. 441 об./ [276] наперед с купли и с продажи емлют большую, со 100 рублев по 8 ефимков, и тем царского величества торговым людем королевского величества в городех чинитца невольная торговля и противность Кардискому вековечному мирному договору. И выговаривали царского величества послы о том свейским послом подлинно.
И свейские послы говорили: про то де /л. 442/ они уже многими речьми объявляли, что медь – королевского величества казна, и на тое де казну королевское величество что изволит положить пошлины, то и положат; также и царское величество на казенные товары, которые бывают в его царского величества казне, в накладных пошлинах волен, а на ходячие товары пошлин накладывать не доведетца. А что де королевского величества в городе Риге с приезжих торговых людей /л. 442 об./ пошлину берут преж продажи, и то де так исстари королевского величества указ; а буде приезжие торговые люди товаров своих не продадут и повезут из Риги назад, и по указу де королевского величества велено пошлины тем людем отдавать назад, а только де они пошлины не отдают, и то де чинят мимо королевского величества указу, и о тех де делех учнут /л. 443/ они, королевского величества великие послы, говорить с ними, царского величества великими послы, в то время как они, царского величества великие послы, на все их статьи подлинной ответ им учинят. А чтоб де царского величества в городех нынешняя новонакладная тягость, которая вновь сверх прежних обычаев, чего преж сего при прежних великих государех царех и великих князех /л. 443 об./ росийских на товары и в воинское время не бывало, отставлена была.
И царского величества послы свейским послом говорили, что и преж сего при прежних блаженные памяти великих государех царех и великих князех росийских также накладная пошлина на подданных положена бывала, а ныне великий государь, его царское /л. 444/ величество, изволил для воинского времяни положити тое повышенную пошлину по тому ж, как и преж сего в воинское время бывало.
И свейские послы говорили: положена де пошлина на руских торговых людей на товары, которые они продают их свейским торговым людем, а не на деньги, и в том де они шлютца царского ж величества на подданных /л. 444 об./ торговых людей, которые торгуют королевского величества с подданными торговыми людьми, что для той новонакладной пошлины те торговые люди на товары наложили большую цену, и от того де королевского величества подданным торговым людем учинились убытки большие и торговля вся заперта, что никаких товаров для той повышенной пошлины купить им не мочно. 13 /л. 445/
И царского величества великие послы говорили, что и у королевского величества в стороне царского величества подданные торговые люди медь покупали з большою накладною пошлиною, и убытки им в том чинились великие. Да и ныне королевского величества в городех царского величества подданным торговым людем чинитца в торговлях многая неволя и помешка, и выговаривали о том царского величества великие послы свейским послом многими вычеты... 14
Ф. Сношения России со Швецией, кн. 65, лл. 176-186 об., 189 об.-196, 215-235, 238 об.-251 об., 396, 404-407, 411, 415-423, 431-445.
Комментарии
13. По вопросу о новонакладной пошлине также см. то же дело, лл. 295-302, 445 об.-447, 507 об.-509.
14. По вопросу о торговле медью также см. то же дело, лл. 430 об.-431, 445 об., 503-506.