VI. 1663 г. ноября 6. – Из записи переговоров на восьмом съезде русских и шведских послов.
/л. 411/ И того ж дни царского величества послы с свейскими послы съезжались в восьмые...(Далее опущено описание дипломатической дискуссии о возможности включения в будущий договор статьи об отмене запрещения на вывоз 6 видов товаров из России)
/л. 415/ Да царского ж величества послы свейским послом говорили великого государя по наказу многими речьми о меди, чтоб тое медь покупать королевского величества в стороне царского величества подданным повольною торговлею без заказу, а не из казны королевского величества и чтоб о той меди написать в ту ж статью против отставки указных шти товаров. /л. 415 об./
И свейские послы говорили, что им того отнюдь учинить не мочно, потому что де медь – казна королевского величества, и по указу де королевского величества велено тое медь продавать его королевского величества из казны, и то де у них уставлено издавна; а поволено де торговати во всех свейских городех дельною медью, а заказу де в том ни коли не бывало и ныне нет, и в договор де им, королевского величества великим послом, того писать не мочно. /л. 416/
И царского величества послы свейским послом о том выговаривали всякими мерами накрепко, что великий государь, его царское величество, оказуя ко государю их, королевскому величеству, свою государскую дружбу и любовь, изволил те указные товары, которые по указу его царского величества покупаны его царского величества в казну, отставить, а поволил во всех его великого государя Росийского царствия городех торговати своим царского величества подданным всяких чинов людем королевского величества с подданными /л. 416 об./ торговыми людьми повольною торговлею. И чтоб они, королевского величества великие послы, о повольной торговле меди в тое статью написали ж, чтоб царского величества подданным торговым людем королевского величества в стороне во всех свейских городех медь покупать и вывозить по тому ж повольно было так же, как и преж сего королевского величества в стороне медью торговали повольно, а не из казны королевского величества. А из казны королевского величества /л. 417/ учали медь продавать не в давном времяни, и королевское б величество велел тот заказ о меди отставить же.
И свейские послы говорили: продажа де меди в воле королевского величества, из своей ли казны велит продавать или и торговым людем поволит тою медью торговати, только де им о меди в договор писать отнюдь нельзе, потому что та казна королевская. /л. 417 об./
И царского величества послы свейским послом говорили: для чего они, королевского величества великие послы, о таком деле стоят ныне упорно, что изстари царского величества подданные торговые люди королевского величества в стороне торговали медью повольно во всех королевского величества свейских городех, а ныне того в тое статью для каких причин написати не хотят. А по указу великого государя, его царского величества, /л. 418/ заказ, которой был о шти товарех, по прошенью королевского величества великих послов отставлен и поволено королевского величества [272] подданным теми товарами торговати повольною торговлею. А царского величества торговым людем королевского величества в стороне теми товары, которыми преж сего торговали повольно, ныне торговать не дают и заказ о том учинен крепкой во всех городех, и то какая королевского величества в стороне /л. 418 об./ торговля повольная?
И свейские послы говорили: буде они, царского величества великие послы, учнут о том стоять и много говорить, и им де больши того и съезжатца не о чем, многижды они им, царского величества великим послом, о том говорили, что медь – казна королевского величества, и писать де им в договор о повольной торговле медью никоими меры нельзе. /л. 419/ Да царского ж величества послы свейским послом говорили: как царского величества подданные торговые люди бывают королевского величества в стороне в городех и бьют челом королевского величества на подданных торговых людей бурмистром и ратманом о своих управных делех, и те де бурмистры и ратманы своей братье торговым людем норовят и прямого сыску и управы в их торговых делех не чинят и волочат многое время, бьют /л. 419 об./ и грабят и в тюрьмы сажают и за караулами держат и пени большие правят напрасные, и в том царского величества подданным торговым людем в торговле их и в неросправе бурмистров и ратманов чинятца шкоты и убытки великие; и чтоб ныне о том договор учинить, чтоб впредь тех царского величества подданных торговых людей королевского величества в городех во всяких их торговых и управных делех судить и управу чинить королевского величества генералом /л. 420/ и губернатором, чтоб в том царского величества подданным впредь обид и шкот и убытков королевского величества в стороне не чинилось. И свейские послы говорили: нечто де те царского величества подданные неправдою о том доносят, что так королевского величества в стороне в городех от бурмистров и ратманов чинитца, и после де нынешняго съезду, как изволит бог, те дела, для которых ныне съезжаютца, в добром /л. 420 об./ совершенье учинятся и того де вперед не будет.
И царского величества послы говорили: после Кардиского ж договору королевского величества в городех, а особно в Стекольне, царского величества подданным чинятца налоги и обиды в торговлях их великие, о чем недавно царского величества от торговых людей, которые для торговых своих промыслов были в Стекольне, ведомо учинилось; которой царского величества подданной торговой человек продаст /л. 421/ свои товары тутошному стекольскому жителю торговому человеку, и те де стекольнские жители, товары у них взяв к себе, дают им письма, а велят по тем письмам сторговать себе товаров, какие кому надобны и, сторговав, отдать за деньги то письмо, а денег им за товары, на какие сторгуют, по договору не дают; и от того королевского величества в стороне царского величества подданным в торговле великая неволя и утесненья и убытки чинятца большие, напрасно велят им товары торговать, /л. 421 об./ какие им не надобны, а денег им вывозить никаких не дают.
И свейские послы говорили: того де королевского величества в стороне в ыных городех не ведетца и николи не бывало, а в Стекольне де тот обычай издавна повелся, про которой они им, царского величества великим послом, правдою объявляют, есть де в Стекольне место, имянуетца банка, и там де несколько тысяч готовых ефимков всегда бывает, и как кто торговые /л. 422/ люди меж собою какие товары сторгуют или кто, и из ыного государства приехав, продаст какие товары, и ему де тот купец даст лист, по чему ему за те проданые товары ефимки в той банке взяти, и в том де листу сколько тысяч ефимков написано будет взять, и по таким де листам ефимки и емлют без задержанья, то де и лутчее в торговле тем спомогательство; а будет де хто не похочет взять за товар [272] денег, а понадобитца кому купить товар, и они де, сторговав /л. 422 об./ товары, тот же лист дадут, а товары возьмут и в счете де денежном времяни тем не продолжают.
И царского величества послы говорили: в прежних годех царского величества подданным королевского величества в стороне, в Стекольне и в ыных городех, такой неволи и утесненья николи не бывало, а учинено то вновь, и тому б быть попрежнему, хто у кого на деньги или на товары сторгует, у кого с кем как /л. 423/ сойдетца, и тому б впредь так быть, а в неволю товары имать и за товары вместо денег листы давать мимо Кардиского договору не годитца...(Далее опущено описание дипломатической дискуссии на данном съезде и во время последующих сношений между послами по вопросу о возможности включения в будущий договор статьи об отмене этим договорам запрета на вывоз 6 видов товаров из России)