Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

II. 1663 г. октября 12. – Письмо шведских послов русским послам. 3

/л. 189 об./ Перевод с свейского письма, каково прислали царского величества к великим послом из Ругодива свейские послы с присланным их дворянином с Бергардом Проистенгом октября в 13 день.

Исправление на те дела, которые мы, его королевского величества великие и полномочные послы, его царского величества великим и полномочным послом на съезде октября 8 числа дали, что к торговле принастоит. /л. 190/

1

Надобно ли больши того свидетельство, как обрящетца в первых мирных договорах, в Тявзинском как договорено, также и в том, которой лета 1618-го, и в тех явственно объявитца, как его королевского величества подданные преж иных государств торговых людей повольно торговали и так их почитали, что преже всех его царского величества в местех никаким чюжим судам ездити не поволено, также и в городы его королевского величества /л. 190 об./ подданных пускали, также и иных для дел или для челобитья почитали и в любви пускали, и руские люди свейских подданных преже всех почитали и с ними торговали, и то привело обоих потентатов, которые в те времяна были, и ко всякой верной приятельской дружбы, и ис того уж явственно мочно видети и выразуметь.

2

Также в прошлом лета 1662 году (Так в тексте) в мае Отто Фентгусен от воеводы псковского /л. 191/ князя Федора Федоровича Долгоруково имел вольную проезжую грамоту ехать к Ругодиву с пенькою, которую купил в Новегороде; и как он тое пеньку отпустил на шкуте со псковитином, которой словет Софошко Гарасимов, и царского величества от торговых от Андрея Дурачонкова и от Семена Меншикова задержаны и послали вскоре за ним пристава перенять его, где ни застанет и не пропустит. И пристойно ли то так, что он ехал такою доброю погодою, и тот пристав его постигнути не мог за тою /л. 191 об./ погодою и достигнул ево в Ругодиве подле важни, и, взяв того шкутника, и повез с собою до Пскова и всадили его в тюрьму, и после того кнутом били, и после того ис тюрьмы он выкупился деньгами; и через то и иные шкутники, устрашась того, и королевского величества у подданных наиматись не смели. [259]

3

Также и тое пеньку, которую его королевского величества посольственной маршалок Кондрат /л. 192/ Барнер купил от Петра Микляева, и за платя пошлину и вольную проезжую имеючи с Москвы, и воевода новгородцкой тое пеньку не токмо что задержал, и паче того учинил, что процентов пошлины с нее велел взять, по чему его мочно довести, того по письму за рукою Анца Шкота; и такая пошлина, которую емлют вдругие, чинят его королевского величества подданным большую тягость.

4

Которые рижские люди сами своею /л. 192/ росписью, также и все лифлянские доносят и объявляют, что такова преж сего образца в вольной торговле не бывало на Двине реке, как ныне, и тот воевода диноборской задерживает, и губернатор рижский искал у него добрыми словами, чтоб он того не чинил, и он то ни во что ставил. Также и мы, его королевского величества великие и полномочные послы, писали к тому воеводе о тех дву шкутах рижских, которые он задержал с солью, которые надобны были рижскому торговому человеку Герману Бекелю /л. 193/ с товарыщи; также и другие суды, которые вниз по реке от Диноборка за 2 версты были, вышед из Диноборка, некоторых парсунь убили и сильно пограбили, а которых и добровольно пропускали, и с тех пошлины большие брали. про что рижским жителем подлинно ведомо.

5

Также у Архангельского города пошлина, которая в воинское время галанцом и агличаном додержана была, не токмо что пошлина учинена /л. 193 об./ была до получетверта и до шти процентов, а не так, как новгородцкую и московскую до 10 процентов возвысили. Также и в некоторых местех по 2 и по 3 копейки со всякого весу берут, как ведомо ругодивскому жителю Юрью Тундеру, которой платил; а преж войны николи того не бывало. Также и большую пошлину безуставно и без указу емлют, которой Василей Жулев и его товарыщи берут. /л. 194/

6

Также и то досадно: которые дорогие товары и добрые, с которых пошлину одинова платили, и оне те товары пересматривают и перебивают и обвитые платья розвивают, за которые уж и половины цены не взяти. А пошлина большая положена, про которую ведомо от комисара Адольфа Эберсона и от Юрья Тундера, и от иных свейских торговых людей мочно было знати и видети.

7

Также его королевского величества /л. 194 об./ подданные торговые ругодивские жители жаловались на псковских и на новгородцких, которые роздают проезжие новые грамоты, и не токмо что деньги они емлют за те грамоты, но и время им проволакивают, отчего им в торговлях большая шкота чинитца. [260]

8

Любские ефимки, которые принимают на большой вес по 30 и по 40 гривенок вместе, что торговому человеку в дополнку по 8 и по 10 /л. 195/ ефимков убытку у того чинитца; и мочно то видети, что те ефимки полные и прямые, и царского величества люди, которые под руками те ефимки имеют, по 40 по 4 и меньши за любской дают; а царского величества совершенной указ, что давати за любской ефимок по 50 копеек, про что ведомо и учинено рижским и ругодивским торговым людем.

9

Также о псковском весу, которой ныне /л. 195 об./ обманчив и с ругодивским весом преж сего сходился, кроме 10 или 12 гривенок, о котором никогда спору не бывало. И как в лета 1[6]48 году настала в Руском государстве большая пошлина, по 48 рублев с соли пошлины брали, а ныне во псковской вес 50 гривенок в берковец не достоят, о чем подлинно ведомо ругодивским торговым людем.

10

Также и гостин двор, о котором имяновано, что быти ему во Пскове, также и о иных /л. 196/ приезжих дворех, которые не со всяким достоинством отдаваны.

11

Также и новгородцкой воевода, которой неправду чинит, и будет об нем большое дело говорить, и объявити об нем Михайлом Паульсеном. Дано и писано в Ругодиве 12 числа октября 1663-го.


Комментарии

3. Тогда как статьи первого письма были составлены в общей форме, статьи второго письма содержат в большинстве случаев конкретные, частные претензии по поводу отдельных нарушений прежних договоров в области торговых отношений.