Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 167

1663 г. октября 8 – ноября 19. – Из статейного списка русских послов В. С. Волынского с товарищами, ведших переговоры со шведскими послами на р. Плюссе. 1

I. 1663 г. октября 8. – Письмо шведских послов русским послам. 2

/л. 176/ Перевод с свейского письма, каково царского величества послом дали свейские послы на другом съезде октября в 8 день. [255]

Короткая пометка, о чем договариватца о повольной и крепкой поставленной торговой статье, что с его царского величества с стороны не воздержано.

1

Пристойно ли то во всем, что преж сего и после в Кардисе в мирном договоре /л. 176 об./ постановлено и укреплено, и понеже тот вековечной мирной договор и прежние мирные договоры и укрепленья в себе воздержат и крепко исполняют, что повольной торговле меж обоими потентаты и их величествы меж государственных подданных нерушимо быть. И его королевское величество удивлялся тому, слышачи, что повсядневно царского величества с стороны невоздержано, а вместо всякой повольной и нерушимой торговли учинилось всякое разрушенье и всякие новые вымыслы и задержки; и не разсужали об том, /л. 177/ что и нашему королевскому величеству в торговле належало или его высокочесным подданным и торговым людем не разсуждая и ни в чем не почитали. И мы вам поставляем в образец, ис чего вам выразуметь мочно, и как его королевского величества подданные при прежних великих государех и царех християнских, блаженные памяти высокопочтенных вспомянутых, которые в те времяна почитали нас превыше иных государств людей и на повольную и нерушимую торговлю позволяли и воздержали, а ныне повольной /л. 177 об./ торговли, где в прежних местех бывало, не дают и всякие товары закупают великого государя в казну, а преж сего торговали обоих государств подданные по договору совершенно, а ныне и сами великие потентаты через ту причину повсядневно в размышлении своем имеют есть любовь и приятельство, меж ими в том укрепленье.

2

Также и того царского величества с стороны не чаяно, чтоб задержанье и помешка тем имянованным товаром, се есть: /л. 178/ льну, пеньки, юфтям, салу, воску, поташу, смальчюге, также иные многие товары, которые его королевского величества подданные на Руси покупали, – и те товары у них многое время задержаны и не пропущены, а иные за тою причиною и погорели и многие попортились, а иные после того многово задержания отдавали и за рубеж пропущали. И как королевского величества подданные его королевского величества в государство поехали и руские люди на их стороне были, и сильно у них товары отнимали и на Русь вывозили, и царского величества /л. 178 об./ подданные, которые торговали его королевского величества с подданными, и их мучили и били и в тюрьму сажали и в торговлях их договоры ни во что поставили, также и взятые деньги у них за те товары многое время царского величества в казне задержали. И его королевского величества подданные о том челобитные подавали, и у них тех челобитен не принимали и росправы по них не чинили, и его королевского величества подданные деньги и торговле время /л. 179/ потеряли, и им о[т] того чинились убытки и протори большие, и отъезжали без торговли, и от того они разорились. А приезжали они царского величества в сторону торговать с подданными по мирному договору и совершению, и довелось было в той повольной договорной торговле наипаче вспомогательство чинити, как и преж сего бывало. И что за тем невоздержанием против вековечного мирного договору и совершения не учинено, и от того королевскому величеству и подданным его великие бесчестья и большие шкоты чинились. /л. 179 об./ [256]

3

Также и после того есть причина, что в торговле пошлину великую наложили, что и торговать невозможно, пошлину емлют по 20 процентов со всяких товаров, и для того торговля за тем и стала, и никакого вспомогательства и повольности не чинитца, и вольным торгом за тою великою пошлиною быть невозможно. И королевского величества подданным неведомо, какою мерою и торговать стало, и привело их к тому, что им жить /л. 180/ и бес торговли для того, что его царского величества подданные к тому принуждены платить по 10 процентов, как они товары иным приезжим людем будут продавать, и чтоб товары покупать им его царского величества ис казны и пошлины платить для того, чтоб его королевского величества подданных к тому принудить, чтоб им те товары покупать царского величества из казны по той цене, как поставлено будет царского величества в городех. И мочно ис того выразуметь и разсудить, что тому быти /л. 180 об./ не мочно, потому что то против Кардиского договору и против иных прежних старых договоров, которые преж сего бывали в старых времянах и от великих государей и потентатов воздержано было.

4

Да с стороны ж царского величества на реке Двине большие супротивности чинятца против мирного же договору приезжим торговым людем, которые ездят тою рекою, суды задерживают, и под Диноборком /л. 181/ учинилось, что иных наших людей побили и постреляли и товары у иных отимали и большие пошлины на товары положили. А о том в 14 статье в Кардиском мирном договоре воздержитца укреплено и совершено, и то в той статье знатно есть, что рижским торговым людем, которые торгуют в Белой Росии и в Малых Лифлянтех и в Северских краех и в Литве по Двине реке, им торговати попрежнему, как и преж войны было, и везде повольно ездить без задержанья, и о том нашего королевского величества /л. 181 об./ подданным рижским торговым людем в их торговлях великие шкоты и протори учинены.

5

Также и не меньши того и торговлю задерживает, что положена великая проезжая пошлина в Великом Новегороде, больши Архангельского города пошлины: которые товары привезут, по 2 процента берут; и то по приятельскому договору его королевское величество от его царского величества того себе не чаял, /л. 182/ чтоб его королевского величества подданным торговым людем в торгах помешку чинить по вековечному мирному договору и, взяв с них пошлину, а товаром проезду повольности нет.

6

Также его королевского величества подданных товары их в Великом Новегороде и в ыных местах, куда они приезжают, задержали и в место клали, где они испортились и погнили; также и иные товары, которые были положены /л. 182 об./ у таможни, и те товары, взяв, ценили и пошлину взяли; и во многих иных местах то ж чинилось, и таможенные головы с них брали почесть по своей воле, как хотели, а не по мирному договору. [257]

7

Также и проезжие грамоты королевского величества подданных задерживают и скоро не отпущают, куда ехать похотят с товары их или на деньги где хотят что покупать, и подьячие, которые /л. 183/ пишут проезжие грамоты, берут денег много по своей воли и задерживают торговых людей, и от того чинятца убытки великие; а договорено есть, как будет какое мотчание о проезжих грамотах его королевского величества подданным, и им ездити повольно бес проезжих.

8

Также с его царского величества стороны великая неправда чинитца, что его царского величества подданным наложено любские ефимки в казну платить на большой вес и за ефимок /л. 183 об./ им давано по 40 по 4 и по 40 по 5 и по 40 по шти и по 40 по осьми копеек. И то учинилось его царского величества от гостей, которые деньги принимают и роздают и, проведав нашего королевского величества у подданных, которые приехали торговать на золотые и на ефимки, и тех у них денег и в полы цены для своей корысти имать не хотели, и в том они, царского величества подданные, искали себе корысти, и от того чинилися королевского величества /л. 184/ подданным великие шкоты, и они в своих торговых делах не могли ничего чинить и исправить; также королевского величества подданных ис хором их с постелей имали и приводили перед таможню и по ногам их били и мучили. И то все не по мирному договору.

9

Также и во Пскове в важне вес обманчивой, и от того в торговле шкота чинитца большая, а договорено есть, чтоб быть весу везде равно и сполна /л. 184 об./ против прежнего. А преже во Пскове был вес большой, а ныне у весу у всякого берковца не доходит по 30 гривенок и по пуду, а которой вес преж был на гостине дворе, на котором была торговля большая, и тот вес был прямой.

10

Также нам и все гостиные наши дворы по вековечному мирному договору еще не отданы и не построены на тех местех, где преже сего меж королевского величества /л. 185/ договор учинен был: во Пскове подле стены, первой лета 1618 году, или подле стены на Савлицах подле руского двора, как договоренось лета 1631 году, где преж сего свейским приказщиком дан был и они жили.

11

Также его королевского величества подданных, которые торгуют в Росийском государстве в городех, и их в городы не пущают для торговых дел и чтоб им свои челобитные самим доносити царского величества воеводам, /л. 185 об./ и от того чинитца волокита и задержка и всякие убытки. И паче всех то чинит воевода новгородцкой и великие тягости чинит, которые наказанья годны, и мочно его тем и уличити, что он дву человек королевского величества подданных торговых людей в том городе, которые хотели доносити жалобу его царского величества на подданных, и он не токмо что их к себе допустить поволил, и они упросили дружно царского [258] величества у подданного торгового человека, чтоб он от них ему челобитную поднес, и он того человека велел кнутом забить и в железа посадить, и заказ учинил /л. 186/ площадным подьячим, чтоб царского величества подданные королевского величества подданным никаких дел и челобитен не писали. И такие дела есть учинены большие противо мирного договору, и всякое верное приятельство разлучает тот новгородцкой воевода. И его королевское величество не только о том просит, что впредь того не было, но чтоб ему достойное наказанье учинено было за то, что он всее дружбу и совет и любовь меж ими, великими государи, разлучает. Писано сие письмо в Ругодиве /л. 186 об./ месяца октября в 8 день лета 1663 году.


Комментарии

1. Русские послы В. С. Волынский и И. А. Прончищев, дьяки Г. С. Дохтуров и Е. Р. Юрьев вели с 6 октября по 17 декабря 1663 г. на пограничной реке Плюссе переговоры со шведскими послами П. Спарре и И. Гастфером для урегулирования спорных вопросов, связанных с проведением в жизнь отдельных статей Кардисского договора или возникших за период после заключения этого договора. Наибольшее внимание во время переговоров было уделено урегулированию торговых отношений между обоими государствами и вопросу о «полонянниках». Шведской стороной в ходе переговоров было выдвинуто предложение дополнить Кардисский договор новым договором, специально посвященным урегулированию торговых и «полонянничных» дел; впоследствии, в 1666 г., такой дополнительный договор был действительно подготовлен и заключен. Однако на данном этапе достигнуть соглашения еще не удалось. Шведские послы по заданию своего правительства стали ультимативно требовать значительных уступок с русской стороны, зная о трудном внешнеполитическом положении Русского государства из-за осложнившейся ситуации в ходе войны с Польшей (как раз в это время начиналось большое наступление польских войск на Украине); на это прямо намекнул главный шведский посол П. Спарре во время личной беседы с В. С. Волынским после 4-го заседания послов 24 октября 1663 г. (там же, кн. 65, лл. 269 об.-270 об.). Русские послы тем не менее не пошли на требуемые уступки, и переговоры кончились безрезультатно. О переговорах 1663 г. см. B. Fahlborg, op. cit. ss. 309-334; K. Zernack, op. cit, S. 46.

2. Шведские послы впоследствии дважды подавали письма с конкретизацией и увеличением претензий по торговым делам (см. документ 167, II, а также в том же фонде, кн. 65, лл. 277-293 об.) и письма с претензиями по другим вопросам. После подачи первого письма шведских послов весь дальнейший ход переговоров был посвящен обсуждению отдельных статей этих писем и изложенных в письме русских послов (документ 167, IV) встречных претензий русской стороны.