Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 108

1650 г. января 22. – Запись переговоров шведского комиссара Родеса в Посольском приказе о закупке Швецией в Русском государстве хлеба, а русской казной в Швеции – меди.

/л. 101 об./ 158-го генваря в 22 день. В Посольской приказ к диаком, к думному к Михаилу Волошенинову да к Алмазу Иванову, присылал свейской комисар Яган де Родес человека своево, чтоб ему велели быти у себя и поговорити о королевиных делех. И по государеву указу того ж числа посылан по него пристав его Иван Еляков, а сани с санником посыланы з государевы конюшни, сказаны от думного диака от Михаила Волошенинова. /л. 102/

А как вошол в Посольскую полату и дияки с ним витались и спрашивали его о здоровье, и говорили: приказывал он к ним, чтоб ему велеть быть в Посольском приказе для королевина величества дел, а о чем поговорити, и он бы им про то объявил.

И комисар Яган де Родес говорил: писала де с ним государыня его королевино величество, 1 чтоб великий государь, царское величество, поволил для ее надобья купити хлеба несколько тысяч чети, а что на то королевина величества письмо царского величества будет указ, и они хотели /л. 102 об./ ему объявить иным времянем; и он де для того и приехал, хотя ведати о том, что на то королевина величества письмо царского величества изволенье.

И диаки говорили: в нынешнем во 158 году генваря в 9 день писала к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Русии самодержцу, к его царскому величеству, свейская королева Христина с ним, комисаром с Яганом де Родесом, 1 чтоб царское величество поволил в Новгородцком и во Псковском уездех купить 30 000 чети /л. 103/ ржи и по той цене, как мочно купить и добыть, и поволити б провести беспошлинно в Лифлянскую и в Ыжерскую землю. Да к царскому ж величеству Христина королева писала в другой своей грамоте генваря в 15 день, 2 чтоб царское величество поволил также в ыных местех около Новгородцких и Псковских уездов к ее королевина величества надобью 5000 ластов, а в рускую меру 100 000 чети ржи купить и к Архангельскому городу беспошлинно вывесть на карабли. /л. 103 об./ Да к царскому ж величеству королева Христина писала в третьей своей грамоте генваря в 14 день с подданным ее з Дионисом Эшфилером, 3 чтоб царское величество поволил тому ее подданному по его челобитью купити и к Архангельскому городу вывести некоторую статью хлеба. И по королевина величества письму и запросу такова великого числа хлеба в Новгородцком и во Псковском уездех и около тех уездов и волостей купити невозможно, потому что у великого государя, у его /л. 104/ царского величества, в Великом Новегороде и во Пскове и в Новгородцком и во Псковском уездех ратные люди многие, также и в Заонежье на Олонце по указу царского величества устроены салдаты, многие люди, и которые [169] были на пашне, и те многие, оставя свои пашни, написалися в солдатцкой строй и хлеб покупают. 4 А в польских и в понизовых городех, где преж сего хлебу бывал род, нынешняго лета во многих местех хлеб саранча поела, и в тех городех ратным и жилетцким людем /л. 104 об./ в хлебе оскуденье немалое, и хлеб они покупают.

Да к царскому ж величеству писал Фредерикус король датцкой, 5 чтоб поволить подданным его в Московском государстве купить и нагрузить 12 караблей ржи, потому что нынешняго лета в Датцкой земле хлебу великой недород. Да к царскому ж величеству писали галанские владетели и Вилим князь Оранской, 6 чтоб им поволить в Московском государстве также хлеба /л. 105/ купить немалое число. К царскому ж величеству писал с великим прошеньем Ян Казимер, король польский и великий князь литовский, 6 о хлебной покупке, чтоб царское величество поволил подданным его в своих государевых городех хлеб покупать, для того что у них за межусобною войною хлеба не сеяли и прокормитца нечем. И ныне на королевино величество такова великого числа хлеба никоторыми мерами купити не мочно. /л. 105 об./ А для королевина величества прошенья и дружбы поволил царское величество в Великом Новегороде и во Пскове дати хлеба из своих государевых житниц, 10 000 чети ржи, а больши того царскому величеству ее королевину величеству хлеба за такими великими прошеньи в ыные окрестные государства и за многими росходы поволить никак купить невозможно; и он бы, Яган, говорил с ними о цене, по чему за тот хлеб достойную цену заплатить. /л. 106/

И комисар говорил: королевино де величество писала к царскому величеству о том, чтоб для приятельские дружбы поволил для ее надобья купити в Новгородцком и во Псковском уездех 30 000 чети ржи, а ныне они объявили ему, что царское величество поволил в тех местех на королевино величество купити только 10 000 ржи, и чтоб де царское величество поволил в тех же местех купити другую 10 000 чети ячмени и овса.

И диаки говорили против государева указу, что в Новгородцком и во Псковском /л. 106 об./ уездех больши тово хлеба никоторыми мерами укупить невозможно, и тое 10 000 чети ржи царское величество поволил королевину величеству в цену дати из своих государевых житниц, и он бы, Яган, говорил с ними о цене.

И комисар говорил: по которой цене царское величество изволил королевину величеству тот хлеб в Новегороде и во Пскове дати, и они б ему объявили.

И диаки говорили, что ныне в Великом /л. 107/ Новегороде и во Пскове купят четь ржи жилетцкие всякие люди больши 3 ефимков, а только поволить купить хлеб на королевино величество, и чаять того, что купить будет больши 4 ефимков, потому как уведают, что на королевино величество хлеб покупати поволено, и уездные всякие люди хлебу цену вздорожат, также и городцкие жилетцкие люди хлеб учнут закупать на себя, опасаясь того, чтоб им в хлебе оскуденья не бывало. И царское величество для королевина величества дружбы велит за хлеб /л. 107 об./ цену взяти, против иных, за четь по 4 [еф]имка, а королевину величеству в том больших убытков не будет, потому что тот хлеб царского величества из житниц возьмут безволокитно, также и провести им тот хлеб безпошлинно.

И комисар говорил: на том де он челом бьет, что царское величество для королевина величества прошенья поволил хлеба в куплю дати из своих государевых житниц, и королевину де величеству то /л. 108/ будет в любовь, только де цена высокая, по той цене на королевино величество хлеба взяти будет нельзе. [170]

И диаки говорили комисару: будет ему та цена кажетца высока, и о том мочно и на иной мере поставить, царскому величеству годно купити меди дощатые, а у королевина величества меди много, и королевину б величеству поволити дати в цену меди из своей королевина величества казны по той цене, во что в казну стало, и о том будет сходство. /л. 108 об./

И комисар говорил: королевино де величество писала с ним к царскому величеству о том, чтоб для ее прошенья поволити купити хлеба по той цене, как купят царского величества подданные, прямою торгового ценою, а чтоб за хлеб дати медью, и о том с ним от королевина величества говорити не наказано; а будет де царскому величеству то годно, чтоб взяти у королевина величества медь в цену, и о том бы царское величество изволил отписати х королевину величеству з гонцом с тем же, которой ныне королевина величества з грамотою к нему /л. 109/ приехал; а он де про то говорит, ведая, что королевино величество за то не постоит для царского величества прошенья то учинить, медь велит дати по той цене, по чему в казне стала. А будет де царскому величеству годно меди купити, и он де, Яган, и сам человек компанейной, и тем промыслом они промышляют, и сколько будет царскому величеству меди надобно, и они медь по уговору поставят во Пскове. А после того он же, Яган, говорил: есть де к нему ныне письмо, что в Свее медь в цене по дорожала, потому /л. 109 об./ что ныне учинился отвоз во Францужскую землю, делают там медные деньги.

И диаки говорили: будет он похочет царскому величеству медь в цену поставить во Пскове, и он бы сказал, по которой цене мочно ему медь поставить.

И Яган говорил: будет де царское величество изволит ему меди поставить во Пскове, а по цене заплатить за пуд по 7 ефимков, и он де, Яган, по договору, сколько будет царскому величеству /л. 110/ годно, медь во Пскове поставит.

И диаки говорили: про то здесь ведомо подлинно, что в Стекольне медь купят московской пуд в 4 ефимка, а он объявил цену большую, и к сходству то не пристоит; а коли уже в Свее медь купят в торговле ценою высокою и у королевина величества в казне медь не покупная, а у царского величества хлеб непокупной же, и на хлеб медь заменить мочно. /л. 110 об./

И Яган говорил, что де от королевина величества о том с ним не наказано, а будет то годно царскому величеству, чтоб за хлеб в цену взяти медью, и царское де величество изволил бы о том отписати х королевину величеству; а он де, Яган, про то говорит, ведая, что королевино величество для царского величества прошенья в том поступитца, сколько будет царскому величеству меди годно, велит дати из своей королевина величества казны по той цене, во што в казне стало. /л. 111/

Да Яган же говорил: королевино де величество писала, чтоб царское величество поволил в Московском государстве, опричь Новгородцкого и Псковского уездов, купити и к Архангельскому городу вывести 5000 ластов чети ржи, 2 и на то королевина величества [письмо] что царского величества изволенье?

И диаки говорили, что у царского величества у Архангельского города без хлеба не будет, только то дело особное, к тому не пристоит. /л. 111 об./ Комисар же говорил: в договорной де посольской записи написано о деньгах, как королевина величества комисару деньги понадобятца, и в то время деньги давати по достойным отписям; и ему б де объявили, как о том царского величества указ, чтоб ему х королевину величеству о том отписати з гонцом, которой прислан с подлинного ведома, а ныне [171] велити б ему в то в договорное число дати для королевина величества надобья 10 000 рублев. /л. 112/

И диаки говорили, что они о том о всем донесут до царского величества, а что на то царского величества изволенье будет, и о том ему учинят ведомо иным времянем.

И отпустили его на подворье. 7

Ф. Сношения России со Швецией, кн. 28, лл. 101 об.-112. Список.


Комментарии

1. См. документ 104.

2. См. документ 105.

3. Грамоту королевы Христины от 23 ноября 1649 г. см.: там же, оп. 2, № 99. Русский перевод XVII в. см.: там же, кн. 28, лл. 82 об.-85.

Здесь и далее во всех документах, составленных в Посольском приказе (в грамотах воеводам и в Швецию, в записях переговоров и др.), грамоты шведского короля датируются по дате их получения в Москве; в комментарии, напротив, везде указываются даты написания этих грамот в Швеции, содержащиеся в самом тексте грамот.

4. Подразумевается предпринятая русским правительством в 1649 г. в пограничных со Швецией Заонежских погостах организация института «пашенных солдат» – привлечение местных крестьян к военной службе, к обучению «иноземному строю», при условии, что они остаются крестьянами и продолжают часть времени работать в своем хозяйстве; см. Р. Б. Мюллер. Очерки по истории Карелии XVI-XVII вв. Петрозаводск, 1947, стр. 123-140.

5. Грамоты датского короля Фредерика III царю Алексею Михайловичу от 8 сентября и 7 декабря 1649 г. (Ю. Н. Щербачев. Датский архив. М., 1893, №№ 866, 868); подлинники этих грамот в ЦГАДА не сохранились. Ответ царя на указанные грамоты см.: Русские акты Копенгагенского государственного архива № 148.

6. Подлинник грамоты в фонде не обнаружен.

7. О том же см. еще в той же книге, лл. 97 об.-101, 119-120, 179-179 об.; см. также: Б. Г. Курц, ук. изд., стр. 8-12, 23-24, 28, 37-39; К. И. Якубов, ук. изд., стр. 291-292.