Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 10

1628 г. марта 10. – Грамота из Посольского приказа новгородскому воеводе И. И. Одоевскому о принятии мер к прекращению усилившегося вывоза хлеба за рубеж без специальных разрешений и о беспошлинной продаже хлеба Шведскому государству по просьбе короля Густава-Адольфа.

/л. 7/ От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в нашу отчину, в Великий Новгород, боярину нашему и воеводе князю Ивану Ивановичю Одоевскому да диаком нашим Григорью Волкову да Рахманину Болдыреву.

Писали есте к нам с новгородцким розсыльщиком с Ондрюшею Солецким, что в нынешнем во 136-м в генваре писали вы к нам в Посольской приказ и в Новгородцкую четь, 1 что по нашему указу, каков наш указ прислан к вам в прошлом во 133 году (Далее зачеркнуто: февраля) из Новгороцкие чети, велено в Великом Новегороде для хлебной дорогови заказ учинить с великим укрепленьем, чтоб мужики за рубеж хлеба не продавали, и вы о том в Великом Новегороде и в Ладоге и в уездех всяким людем заказ учинили накрепко. И били нам челом ладожские стрельцы и казаки и пушкари, а сказали, что ладожские торговые люди и олончане и сормакшане в Новгородцком /л. 8/ и в Ладожском уездех и в Заонежских и в Лопских погостех мимо нашего указу закупают многой хлеб и отвозят на продажу в немецкие городы, и зарубежные люди приез[жают] к ним [в Вели]кий в Нов[город]...(Текст утрачен) ской уезду...(Текст утрачен) отвозят [за рубеж, и служи]лым людем, от того чи[нится] в хлебной дорогови нуж[да] великая.

И в нынешнем во 136 году февраля в 22 день прислана к вам наша грамота из Новгородцкие ж чети за приписью диака нашего Дементья [Образ]цова,1 а велено про тех людей, которые в Ладоге и в ыных в новгородцких пригородех и в Заонежских погостех в отвоз хлеб покупали и за рубеж в немецкие городы возили и зарубежным немецким и всяким людом хлеб продавали, /л. 9/ сыскивати всякими сыски накрепко вправду; [39] а сыскивая, за то их воровство велено наказанье чинить, бить кнутом и в тюрьму сажать на месяц и заповедь на них имати, смотря по людем и по их животом. А в Новегороде и в новгородцких пригородех и во всем в Новгородцком уезде велено учинить заказ с великим укрепленьем с торгового казнью и биричю велено кликать по многие дни, чтоб торговые и уездные никакие люди хлеба в отвоз не закупали и за рубеж в немецкие городы не возили и зарубежным приезжим никаким людим хлеба не продавали. А будит которые люди учнут хлеб вперед закупать и за рубеж в немец[кие] городы и хлеб...(Текст утрачен (2 строчки)) продавать, и [тем] людем за то /л. 10/ их вор[овство], сыскав вправду, по тому же велению чинить наказанье, бить кнутом и саж[ать] в тюрьму на месяц и больши; да [на] тех же людех велено имать на нас пени, смотря по людем и по их животом.

А ис Посольского приказу о том наш указ к вам не бывал; и вы без нашего указу ис Посольского приказу о том в Новгороде заказу чинить и биричей кликати и тем людем, которые хлеб за рубеж /л. 11/ в отвоз на продажу возили, наказанья чинить не смеете. И о том бы велети вам наш указ учинити.

И ты, боярин наш князь Иван Иванович с товарыщи, учинили то по делу, что о том кликать биричю и наказанье чинить не велели. А то учинили из Новгородцкие чети, что с таким указом послали нашу грамоту, не доложа (В тексте: не деложа) нам о том подлинно.

И как к вам ся наша грамота придет, и вы б тех челобитчиков, ладожских /л. 12/ стрельцов и пушкарей и казаков, разведали бы в Новгороде, а будет нет, и вы б по них послали, а велели быть к себе человеком пяти шестам добра, а кому...(Далее не разобраны два слова) и их про то распросили подлинно и роспись у них взяли за их руками или челобитные. /л. 11 об./ Да на кого имянно скажут в той хлебной продаже или в приваде, и вы б по тех людей послали, будет многие люди в том обыска, и вы б велели имати не по многу, [человек] по 2 и по 3 или и по 5 человек, из волости старост и целовальников и лучших людей, а с посадов также; и велели привести за поруками человека по 2 или по 3, не объявливая дела. А будет челобитчики имянно /л. 12 об./ ни на кого не скажут, и вы б велели проведывать, до кого то дело дойдет, да до кого дойдет, и вы б по тому ж посылали, а велели тех людей имать. А как приведут к вам, и вы б про то розпрашивали и крепко, будет до кого дойдет, хотя и с пристрастьем, и с очей на очи с челобитчики велели ставить, чтоб про то искать допряма, виноватых бы сыскать, а невиноватым бы за виноватых напрасно не пострадать. Да хто и какие люди по вашему сыску в том объявятца, а до которых дойдет вина больши, и вы б тех /л. 13 об./ людей до нашего указу велели посадить в тюрьму, а иных велели...(Текст утрачен (7 строчек)) к приказным людем и к приказщиком от себя отпи[сали], /л. 14/ а велели им того беречи накрепко, чтоб [никакие] люди украдом и в тати хлеб [за] немецкий рубеж мимо нашего [указу] не продавали и не провозили, тем бы ме[ж нас] с свейским королем ссоры не [чинили]. А мы свейскому королю по его прошению не ст[оим], только б не украдом и не тайным обычаем.

И ныне к нам, великому государю, присылал свийской король, также и дацкой король, чтоб нам, великому государю, их пожаловать, велеть их лю[дем хле]ба в нашей земли купить повольно. И мы, великий государь, и отец наш, великий государь святейший патриарх Филарет московский и всеа Руси, по их челобитью и прошению поволили им хлеба и хлебных запасов в нашей земли купити и наших пошлин и нашего царского [40] с того хлеба имать есмя не велели, повеля указ в нашем государстве государьим покупати, велели есмя послати и к ним, к свейскому /л. 15/ Густаву Адольфу королю, также и к дацскому Христьянусу королю о том против их челобитья и прошенья писали ж есмя; и к вам о том наш указ будет же. А только будет хто хлеб за немецкой рубеж продаст украдом мимо нашего указу для своей корысти, и то самое воровство добро б, то чтоб иноземцы били челом о том и просили у нас, великого государя, а не укра[дом] и не тайным обычаем...(Текст утрачен) и тем людем, х[то] в продаже объявитца, про то выговорили и высказали с вычетом, что воровство, что украдом продают, а се ссору меж нас с погранотными государи хотят учинить. И вперед бы вам велети того остерегати во всех местех Новгородцкого уезда, чтоб хлеба мимо нашего указу за рубеж не продавали и не провозили, о том бы есте писали и приказывали приказным людем, кому в которых /л. 16/ местех приказано; а бирючем о том кликать не пригоже – не отозвалось бы того в немецких государствах, что мы велели торг уняти. А хто будет о том к вам из державцы ис которых мест Свийские земли отпишут, и вы б против того к ним приказали или хотя и отписали, что вы учинили о том заказ для того, что нашего государства люди мимо наш государской указ и повеленье делают воровством, хлебом торгуют тайным обычаем; а мы, великий государь, свийские Густаву Адольфу королю и его подданным людем и не в кражу, за то не стоим, и хлеб по его прошению в нашем государстве велели продавать, только б не украдом; а то им, державцом, и самим непригоже видеть, что украдом и татьбеным обычаем торговым во всех государствах того оберегают и за такие вины чинят наказанье жестокое.

Писан на Москве лета 7136-го марта в 10 день.

На л. 16 об. отметка об отсылке: Послана с новгородцким розсыльщиком с Ондрюшею Солецким, того ж дни.

Ф. Сношения России со Швецией, 1628 г., № 1, лл. 7-12, 11 об., 12 об., 13 об., 14-16. Черновой отпуск.


Комментарии

1. В фонде документ не обнаружен.