№ 37
Доклад А. А. Чарторыйского Александру I о содержании писем бачского епископа И. Иовановича с планом создания сербского царства под эгидой России
Не позднее 27 января 1805 г. (Датируется по помете)
Находящийся в Вене посол наш граф Разумовский препроводил ко мне 5 писем, полученных им от сербского епископа епархии Бачкия Сегединския и Егарския Иоанновича 1, из коих одно на имя вашего величества, другое на имя государя цесаревича великого князя Константина Павловича, а прочие на имя здешнего митрополита Амвросия, министров юстиции и внутренних дел и сербского депутата капитана Юговича 2. [85]
В письмах сих сербский епископ Иоаннович упоминает об отправлении капитана Юговича ко двору вашего величества в качестве депутата и с полномочием, каковым он снабжен от всего сербского народа, представить вашему величеству о бедствиях, несчастиях и о желании сего народа избавиться из-под ига турецкого. Просит, чтоб ваше величество повелели доставить сербскому народу на 500 тыс. человек оружия и пороху, с каковою помощию и с присоединением войск российских к сербам надеется он совершенно свергнуть иго турецкое и воздвигнуть особенное царство сербов в зависимости и под покровительством России. Предлагает именем всего сербского народа государю цесаревичу престол и скипетр сербский, с тем, однако же, условием, чтобы он именовался и подписывался «царь Сербский Константин Неманя» 3. И, наконец, выхваляя помянутого князя Юговича, как ревностнейшего попечителя о благе сербского народа и просвещеннейшего из всех сербов, просит ваше величество о милостивом его
принятии.
Изложив, таким образом, вашему величеству содержание подносимых у сего писем сербского епископа Иоанновича, я не стану распространяться о решимости, какие [меры] нужно принять по настоящему предмету, ибо существо самой просьбы явно оную представляет. Донесу токмо, что необходимо нужно сохранить влияние, Россиею приобретенное над славянскими народами, и хотя бы должно было изъявить какой-либо знак особой милости сему епископу, но поелику он состоит в подданстве Австрии, то нужно и от сего воздержаться, ограничиться токмо письмом к нему от здешнего митрополита Амвросия, составленным из генеральных выражений.
Капитан Югович, о коем епископ сербский упоминает, доставил разные книги от помянутого епископа вашему величеству, которые имею счастие у сего поднести. Оный Югович, особенно рекомендуемой тем архиереем, просит об определении племянника его в российскую службу, в чем, кажется, можно удовлетворить его просьбу и тем показать уважение к рекомендации епископа сербского. Означенного молодого человека я полагаю определить в ведомство Иностранной коллегии студентом с жалованьем по 100 рублей на год.
Все сие представляя вашему величеству, повергаю высочайшему благоусмотрению
Помета: Представления сии высочайше одобрены, и вследствие того письмо от здешнего митрополита Амвросия к сербскому епискому отправлено с кол[лежским] ассесором Званцовым генваря 27-го дня 1805 г. В рассуждении же племянника Юговича Учинено определение в Государственную] кол[легию] иностр[анных] дел о принятии его.
АВПР, ф. Канцелярия, 1805 г., д. 7870, л. 13—15 об. Подлинник. Опубл.: Сб. РИО. СПб., 1892, т. 82, с. 12.
Комментарии
1 О деятельности епископа Иована Иовановича см.: Достян И. С. Планы основания славяно-сербского государства с помощью России в начале XIX в. — В кн.: Славяне и Россия. М.: Наука, 1972, с. 98—107.
Упоминаемые в документе письма, а также письмо епископа к министру внутренних дел графу В. П. Кочубею и министру юстиции князю П. И. Лопухину находятся в: АВПР, ф. ГА 1-8, 1804 г., д. 2, п. 4, л. 6-23.
2 Софроний Югович — Маркович, серб (вероятно из Воеводины), выдавал себя за потомка князей Юговичей. В 80—90-х годах XVIII в. находился в России на военной службе. После выхода на пенсию (в чине капитана) отправился в турецкие владения (1800 г.).
В 1804 г. снова прибыл в Россию, чтобы ходатайствовать о награждении и устройстве на обучение племянника. Вместе с тем Югович попытался выступить от имени восставших сербов, выдвинув план создания на Балканах при поддержке России обширного Сербского государства (в границах царства Стефана Душана). Этот план им изложен в письме С. Стратимировичу в 1804 г. (Опубл.: Gavrilovic S. Plan Sofronija Jugovica o srpsko-ruskoj saradnji. — В кн.: Годишньак Филозофског факултета у Новом Саду, 1966, кн.. IX, с. 87—89).
3 Предложение о создании с помощью России славяно-сербского государства не встретило поддержки со стороны царского правительства, которое в то время находилось в союзнических отношениях с Турцией и стремилось не вызывать подозрений у Австрии относительно целей своей политики на Балканах (см.: Достян И. С. Планы основания славяно-сербского государства.. ., с. 98—107).