Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 33

Депеша А. А. Чарторыйского русскому генеральному консулу в Яссах И. Ф. Болкунову о намерении России ходатайствовать перед Портой о предоставлении сербам привилегий и о доставке им денежной помощи.

№ 1

17 декабря 1804 г. С.-Петербург

Государь мой Ипполит Федорович! Из дел предместника Вашего (А. А. Жерве) Вы можете обстоятельно узнать все происшедшее в Белграде и причины, побудившие славено-сербов, тот край обитающих, восстать противу угнетавших их; равномерно, что от них были сюда отправлены три депутата ходатайствовать заступление российского двора у Порты. По сему предмету теперь имею Вас уведомить, что по соображению обстоятельств найдено приличным предписать посланнику нашему в Цареграде употребить старания свои к склонению Порты даровать им некоторые привилегии, могущие улучшить состояние оного народа 1. Привилегии сии должны состоять в том, чтоб сербы были освобождены совершенно от присутствия турецких военнослужителей, чтобы могли иметь своего правителя под каким-либо наименованием и своих судей, платя впрочем исправно все подати Порте и содержа 5 тысяч войска как для охранения того края от набегов разных разбойнических партий, так и для действования противу врагов Порты. Сие есть предписание, данное Италийскому и в смысле коего должен он основать свои ходатайствия. А дабы Порту принудить податься на оное, то внушено депутатам, ныне отсюда отъезжающим, чтоб они убедили своих соотчичей не покидать оружия и продолжать военные действия свои; между тем послали бы в Царьград прошение к его величеству султану или чрез нарочных депутатов, буде не предвидится для них опасности, или чрез иное какое посредство. В сем прошении должны они изложить все бедствия, ими претерпенные, непрочность их бытия, доколе турецкий начальник ими управлять станет, приверженность свою к Порте и твердое свое намерение пребыть оной верными, буде согласится оставить их на положении, выше уже описанном. И, наконец, когда Порта окажет охотливость свою даровать им просимые права, тогда требовать, чтобы оные были утверждены ручательством России и Австрии.

По мере же получения здесь сведений от г. Италийского о постепенном успехе в его ходатайстве о сербах будете Вы снабжаемы надлежащими предписаниями для сообщения оных сему народу, дабы оный мог согласно с тем направлять и поведение свое. А как неудобно Вам сноситься с сербами чрез посторонних людей, могущих каким-либо образом открыть существование таковых сношений, то и находим мы лучшим, чтобы один из депутатов сербских, здесь бывших, или ныне остался в Яссах, или возвратился туда по окончании своей комиссии. В Яссах же жить ему в виде купца и производить какой-либо торг, дабы тем лучше скрыть настоящий предмет его там пребывания. Когда же по даемым Вам отсюда предписаниям получит он какие наставления от Вас для народа, тогда должен сам или чрез верного человека из соотчичей его, если таковой [78] при нем будет, отправлять оные. Вам же остерегаться, чтобы письменно никогда не сообщать что-либо сему депутату, а объяснять ему все словесно.

Изложив таким образом как намерения наши, так и поведение, коему Вы должны следовать, остается мне сказать Вам, что сим депутатам объявлено здесь, что к Вам пошлются 3 тысячи червонных для доставления к Черни-Жоржу на необходимые издержки для его корпуса, которые при сем к Вам препровождаются с тем, чтоб Вы наивернейшим образом доставили оные к помянутому начальнику сербов. Естли Вы по новости своей в том крае не сыщете удобного для сего случая, то можете адресоваться к воложскому государю Ипсилантию, который таковой без труда Вам сыщет. Что же по сему предмету Вами учинено будет, имеете донести сюда по первой почте.

Когда депутаты уедут из Ясс (но не прежде), нет надобности скрывать о том, что они были присланы сюда от сербского народа. При том Вы можете отзываться, что Россия, состоя в тесной дружбе с Портою и не желая отнюдь вмешиваться в дела подданных сей империи, нужным сочла ограничиться советованием сим депутатам обратиться прямо к милосердию своего государя. С господарем Ипсилантием можете быть в откровенности по всем сим делам, но от князя Мурузия должны сохранить все в тайне, то есть как намерение наше ходатайствовать за сербов у Порты,, так денежное пособие, им чинимое, советы, им нами данные, и пребывание в Яссах одного из депутатов.

Пребываю впрочем с отличным почтением ваш, государя моего, покорный слуга

Адам Чарторыйский

P. S. Из упоминаемых в сей депеше депутатов один токмо поехал чрез Яссы (Петр Новакович Чардаклия), протчие обратились чрез австрийские владения. Первый снабжен от меня письмом к Вам и пашпортом российского подданного, он останется жить в Букоресте, дабы быть в возможности получать от Вас сведения, кои отсюда или от г. Италийского Вам будут доставляемы относительно сербского народа, и оные сему с большею удобностию сообщать. Сверх означенных в депеше моей 3 тысяч голландских червонных, всемилостивейше пожалованных Черни Жоржу, государь император повелел возвратить и те 600 червонных, которые даны были депутатам их на дорогу сюда. Сии 600 червонных посылаю равномерно к Вам, которые все, то есть 3 600 червонных доставите самым вернейшим и секретнейшим образом Черни Жоржу.

Письменно по сим делам рекомендую Вам не сообщать ничего ни господарю Ипсилантию, ни другому кому бы то ни было из посторонних людей, ни же самим сербам.

Кн. Адам Чарторыйский

Помета: Получ[ено] 6 генваря 1805 г.

Отв[ет] 16 генваря 1805 г.

АВПР, ф. Консульство в Яссах, 1804 г., д. 102, л. 1—5, об. Подлинник. Опубл.: ВПР Сер. 1, т. II, с. 248—250.


Комментарии

1 Имеется в виду предписание А. А. Чарторыйского А. Я. Италийскому от 17 декабря 1804 г., с которым ему направлялись также проект письма Александра I султану Селиму III о возобновлении союза между обеими империями и проект договора. Черторыйский предписывал Италийскому «возбудить все большие державы принять достаточные меры к удержанию безмерного властолюбия нынешнего правителя Франции» (АВПР, ф. Посольство в Константинополе, 1804г., д. 39, л. 420—425). Давая полномочия на согласование с турецким правительством статей русско-турецкого договора, Чарторыйский подчеркивал, что базой для возобновления союза с Портой должно стать достижение договоренности по трем основным пунктам проекта, а также принятие следующей формулировки: «Добиться для России права прибегать в подходящих случаях к посредничеству перед Портой, чтобы обеспечить некоторое облегчение для христианских подданных Османской империи и улучшение их судьбы» (АВПР, ф. Посольство в Константинополе, 1804 г., д. 39, л. 434—435). Чарторыйский предупреждал Италийского, что Порта попытается уклониться от принятия этих пунктов. «Поэтому, _ писал он, — важно, чтобы вы приложили все ваши старания, чтобы она [Порта. — В. Г.] с ними согласилась». Чарторыйский особо выделял статью VIII проекта, в которой говорилось о покровительстве России всем христианским народам Европейской Турции.

Статья VIII, пишет Чарторыйский, «представляет самое большое значение, ибо только она может уравновесить огорчение, которое испытывает е. и. в-во, принимая обязанность поддерживать и гарантировать существование правительства, которое угнетает или скорее позволяет своим властям угнетать тираническим образом народы, которые исповедуют ту же веру, что и он» (АВПР, ф. Посольство в Константинополе, 1804 г., д. 39, л. 434—435). Подробнее о статье VIII см.: ВПР. Сер. 1, т. II. с. 677—678.