№ 28
Обращение сербских депутатов к А. А. Чарторыйскому с просьбой о политической и военной помощи сербскому народу
3 ноября 1804 г. С.-Петербург
Ваше сиятелство! Ниже подписавшиеся сербского народа полномощники честь имеем с глубочайшим высокопочитанием вашему сиятелству причину восстания сербского, их теперичное положение и управленное к всевысочайшему двору российскому целого народа сербского всепокорнейше прошение нижайше представити.
Неописуемые гонения, беды и неправедност дайев и прочих султана ребеллов, чрез три последние года Сербиею произвольно и разбойнически владеющих и все из Сербии султану принадлежащие выгоды самовольно себе присвоивших, и бесчеловечно деемые женам и детем сербским насилия, да, наконец, и на самое бытие всех и, что сего дражайше есть, на православную веру свирепое турков ополчение и конечного уничтожения приуготование, справедливость и необходимость всеобщего сербов восстания и вооружения и основательнейшую к туркам неповеренность доказаннейшу творят и наше к всевысочайшему трону всероссийскому прибежище пред лицем целого света оправдывают 1. [61]
Серби в крайней нужде, сии сначала безоружни почти крайнему бесчеловечию мучителей своих противостали и их до сих пор повсюду побеждали. Но сколь поступки наши счастливей, столь болше умножается число врагов и противных их сил, и нам необходимо нуждно лучшее войска нашего учреждение и много крепчай[ши]х сил противоставление, понеже и в Сербии еще и в окрестных провинциях множество ребеллов турков есть, которые союзники и племянники оных, которых серби уже истребили, суще присный и настоящий нам немир и беду готовят. Султан поступки наши доселе одобрял и, что Белград и Сербию от ребелл освободили, великую нам милость обещал. Сего ради и Бечир-паша в Белград пришел, чтоб нас с добрыми турки помирить, а между тем и на его от страны турков, ребеллов Боснии, нападение готовится. Почему всех сербов согласное и единодушное решение есть прежде оружия из рук своих не выбросить, пока ребелли, враги своя, совсем не изженут (Уничтожат (церковнослав.)) и будущую свою безопасность совершенно утверждену не увидят. Мы закон положили: ребелли изгонити, а с добрыми турки мирные трактати и капитуляции делать, с которых им безопасность персон и имений их уверяем. При таком трактате с Бечир-пашом, нарочито для примирения в Белград пришедшим, хотели мы иностранного посредственника, свидетеля и гаранта, но ни Бечир-паша сему негодовал, ни Австрия прошенного свидетеля [не] дала.
Народ сербский от древних даже времен истинное избавление свое от единородныя только и единоверныя России ожидающий, в сицевых нынешних утесняемых обстоятелствах отцу своему и единому природному рода и благочестия своего защитнику и покровителю, благочестивейшему великому императору всероссийскому, преблагому и человеколюбивому Александру просяще воздвигает руки и с чадским умилением на колена припадающе, отеческого покровителства, защищения и к избавлению помощи всесмиреннейше просит и молит!
Недостаток только денег и нуждного оружия причиною есть, что серби военные свои поступки желанием своим сходно доселе не распространили. Для того оружие для великого числа к всеобщему востанию готовейших и решеннейших сербов, нуждное число пушек с искусными к употреблению их артиллеристи, с порохом и прочею провизиею, несколько регулярного воинства и искусных военных мужей и паче всех большое денег количество в состояние сербов поставило бы в предприятом освобождения деле в скорейшем паче надежды времени пожелателнейше успети. Великая сия и неоценимая помощь силным своим и возбудительним движением весь народ сербский так ободрит, да основателно предвидеть можно, что все почти турецкие провинции, в которых серби живут, в одном мгновении соединятся срамное и бесчеловечное тиранов иго свергнути.
А между тем необходимо нуждно бы было одного российского конзула в Сербию немедленно и явно послать, который бы посредственником и гарантом мира, с добрыми турки деемого, бывал, а и народу сербскому важную утеху присутствием своим приносил бы.
В сие время Австрия многократные важные и истинные рода сербского заслуги не забудет; и серби совершенное пред лицем целыя Европы имеют, по крайней мере, никакового препятствия от сей стороны не ожидать. И то на сие от сербов австрийскому дому сотворенные заслуги, то на живое участие, которое важная часть рода сербского, в австрийской державе живущего, в нынешних отечества своего надлежателствах имеет, смотря всемогущее заступление, и силное великого Александра слово бессумненно расположит Австрию на приятелские к Сербии отношения и сербом с [62] Россиею соответствования чрез Трансилванию путь свободный и безопасный сотворит.
Никогда серби согласнее об освобождении отечества своего не думали, никогда единодушнее и усерднее, как теперь, не желали божественные, природные и вечные порода, языка и благочестия, между россияны и серби сущие союзи, политическими, любезнейшими отношениями освятити и будущее свое счастие таким образом на крепком и непоколебимом основании утвердити, которому чтоб в нынешних важных обстоятелствах первая начала положить. Общее всех сербов междувременное желание есть, чтоб Сербия под именем сербского правления либо под иным сходным наименованием, на пример Семи Островов Республики, под прямым и непосредственным России защищением и покровителством в самостоятелное политическое состояние произвелася, нерушимо сохраняя донынешнее к султану обязателство принадлежащую ему умеренную дань отдавать и прибавляя к сему новое на упорные ему ребелли всегда воевать. Кажется, что султан, от разных сторон упорными ребелли убежден, в представлении сем верные для себя выгоды увидит и новому сему установлению на конец согласимся будет.
Несть жертвы, которую за великое сие и божественное благодетелство всевысочайшему дому всероссийскому, царской сей и любезнейшей Сербии надежд, верный серби на чадского благодарения алтарь с восхищением не бы принесли!
Все сие мы только нижайше опомянути вашему сиятелству отважаемся. В прочем как всесовершенное в нынешних надлежателствах наших расположение, так и будущих сербских судбин определение премудрому отеческого всероссийского кабинета провидению полно и безгранично от страны целого народа вручаем и предаем, всепокорнейше просяще на важность и необходимость скорости решения всемилостивейшего и такового народу сербскому нужднейшего немедленного сообщения милостивейшее призрение имети и нас в состояние поставити точное об нас народу известие сотворити мощи.
Всесмиреннейшее сие от страны целого рода сербского прошение умилнейше ваше сиятелство молим всевысочайшей персоны его императорского величества с природным вашему сиятелству человеколюбием поднести и силным своим заступлением подкрепити, якоже и высокую имеем честь за милостивейшее нас благоприятие чувствителнейшее благодарение от страны целого народа сербского вашему сиятелству засвидетел-ствовать, нас в будуще[й] щедрой милости и защищению вручить и в глубочайшем высокопочитании непременно пребыти.
Вашего сиятелства всеусерднейшие, вернейшие и покорнейшие служители, полномощные сербского народа депутаты:
Петр Чардаклии Шучуровски, князь албански, воевода и полномощник сербски,
Протоиерей Матей Стефанович Ненадов, полномощник сербски,
Иван Протич Пожаревачки, полномощник сербски,
Федор Филиппович Груйов, полномощ[ник] сербски
АВПР, ф. ГА 1-8, 1804 г., д. 2, п. 1, л. 16—18. Копия. Основная часть текста опубликована в: ВИР. Сер. 1, т. II, примеч. 121, с. 663—670; Вукиhевиh М. Kapaджopджe, кнь. 2, с. 192—194.
Комментарии
1 О тяжелом положении сербского народа накануне сербского восстания см.: Вукиhевиh М. Kapaджopджe, кнь. 1; Карачиh В. Прва година српског вojeвaньа на даиjе.— Даница, 1828; Турски извори о cpпскoj револуциjи 1804 г. Београд: Историjско друшство Народне републике Србиje, 1956, кн.. 1. Списи царске канцелариjе; Историjа Београда, кнь. 2.