№ 22
Предписание А. А. Чарторыйского А. А. Жерве о готовности России оказать содействие в переговорах сербской депутации с турецким правительством
18 сентября 1804 г. С.-Петербург
Государь мой Андрей Андреевич! Здесь на сих днях получены известия, что с преданием смерти 4 даев, бывших причиною возмущения славено-сербов, утихло оно совершенно и что народ сей прибегнул к венскому двору с искательством посредства сего у Порты, который изъявил на это охотливость свою 1. Обстоятельство сие не могло не обратить внимание его величества по особенному участию, приемлемому в жребии сей единоплеменной нам нации, и по желанию утвердить благоденствие ее на будущие времена.
Зная положительно, что посредство Австрии хотя и будет уважено Портою, не может быть ей приятно видеть, что чрез то увеличится влияние сего двора на подданных ее, оному сопредельных. Напротив того, ходатайство наше нимало тревожить ее не может по отдаленности сербов от России. Предписано посланнику нашему в Цареграде подкрепить своим [51] заступлением у турецкого министерства депутатов их, туда прибыть имеющих, буде о том просить его станут. А как сербы, полагая, что мы взираем; на дела их равнодушно, может быть, не обратятся к г. Италийскому, без чего не будет он иметь поводу ходатайствовать за них, то и препоручается Вам употребить старание чрез посредство ли надв[орного] сов[етника] Фацардия, другого кого-либо или же и самого господаря князя Ипсилантия, на которого, кажется, положиться можно по преданности его, всегда к России оказываемой, внушить сербскому народу, что участие нашего двора в жребии их и посредничество оного у Порты может наиболее соделать прочными права их, утверждения коих они теперь ищут, и при том дать им понять о необходимости, чтоб они для сего обратились с прошением на высочайшее имя к г. Италийскому или и к Вам. Вы же можете тогда оное ему доставить.
Но дабы сие благое намерение наше, основанное единственно на желании видеть сию нацию в наилучшем состоянии и совершенно спокойную, не подало поводу как венскому двору, так и самой Порте думать, что мы имеем тут особенные какие-либо виды, то для сего нужно, чтобы ни сербы, ни же кто-либо другой не мог проникнуть, что сии внушения им учинены по предписанию, отсюда Вам данному, в каковом смысле имеете объясниться с господарем Ипсилантием, есть ли решитесь чрез его посредство привести в исполнение поручаемое Вам дело, приметив ему при сем случае, что доверием им (Так в тексте. Следует: его), нам оказываемое, приобрело ему в полной мере и наше. Об успехах же по оному донося сюда, не оставите в то же время уведомлять и г. Италийского. Пребываю впрочем с почтением Ваш, государя моего, покорный слуга
кн. А. Чарторыйский
Помета: Получ[ено] 1 окт[ября] 1804 г.
Отв[ет] 16 октября 1804 г.
АВПР, ф. Консульство в Яссах, 1804 г., д. 75, л. 21—22 об. Подлинник, Частично опубл.: Byкиheвuh M. Kapaджopджe, кнь. 2, с. 189—190.
Комментарии
1 Докладывая Селиму III о характере конфликта сербов с янычарами Белградского пашалыка, великий визирь еще весной 1804 г. обратил внимание султана на то, что при создавшейся ситуации с помощью восставших сербов можно было бы сначала ликвидировать непослушных султану дахиев — 4 начальников янычарских отрядов в Белградском пашалыке, а затем и главных предводителей сербских повстанцев. Селим III одобрил это предложение и распорядился поручить выполнение этой авантюры боснийскому визирю Бекир-паше, который взялся за это только в июле 1804 г. Видя безнадежность своего положения, дахии тайно покинули Белградскую крепость и отплыли на лодках по Дунаю в направлении г. Пореч. По распоряжению Бекир-паши, сербы догнали беглецов и в схватке 6 августа 1804 г. убили их.
Об этих событиях, о колебаниях сербов по поводу дальнейшего развития восстания и об их отношениях с венским двором см.: Историиjа Београда. Београд: Просвета, 1974, кн. 2, с. 15—21; Новаковиh С. Васкрс државе српске. Београд, 1904; Поповиh В. Европа и српско питавъе у периоду ослобожденьа, 1804—1918. Београд, 1939; Гавриловиh С. Воjводинa и Србиjа у време првог устанка. Нови Сад: Просвета, 1974.