№ 209
Письмо С. А. Санковского полковнику Ф. Книпперу о задачах военной экспедиции в Герцеговину и с просьбой выслать отряд для участия в ней
31 марта 1807 г.
При вчерашнем моем свидании изволили, милостивый государь мой, вручить мне Ваше письмо 1, в котором Вы изъявляете желание иметь точное сведение о предпринимаемой ныне мною экспедиции против Никшича, с каким предметом к оной приступаю, и действительно ли в том состоит воля государя императора. На таковой Ваш отзыв я должен сослаться здесь на словесное мое объявление при первой моей конференции с Вами в присутствии митрополита черногорского и кавалера [338] Баратынского, где, открыв Вам весь план высочайшего двора касательно до военных операций против Порты Оттоманской, представил также положение Герцеговины, угнетенной турками и не имея довольно отважности восстать против своих мучителей, когда мы не вступим в оную с нашими войсками 2. А хотя герцеговинцев приверженность уже известна высочайшему двору, но со всем тем естьли мы не ускорим избавить их от ига турецкого, то тогда они принуждены будут отдать туркам своих аманатов, должны будут уже против своей воли соединиться с нашими неприятелями и воевать против нас. Следственно, всякое отлагательство вступить в Герцеговину, будучи вредно интересам нашего высочайшего двора, а тем более, что, как Вам известно, Зубцы принуждены уже были отдать своих аманатов в Требинье, то я в нынешних обстоятельствах, не имея даже точного предписания от высочайшего двора вступить в Герцеговину, не преминул бы, милостивый государь мой, в силу данного мне полномочия решительным образом требовать от Вас, даже именем государя императора, чтоб Вы отрядили со мною отряд для поднятия герцеговинцев против наших неприятелей и присоединения их к нам. А когда бы таковой мой подвиг не имел никакого успеха, то и тогда, исполнив долг службы моей, совершенно был бы удостоверен, что государь император всемилостивейше апробовал мой поступок, ибо человек не сердцевидец, а может токмо положиться на уверения людей, коих он не должен подозревать изменниками, своих единоверных и единокровных.
С всего вышесказанного Вы можете приметить, милостивый государь мой, что я, не будучи подвластен открывать кому бы то ни было мысли высочайшего двора, ни даже требовать совета, но поступать решительным образом касательно до общего плана военных здесь операций. Невзирая же на все сие, имея к Вам, милостивый государь мой, личное уважение, равно как к кавалеру Баратынскому, почел я себя обязанным согласиться с Вами о намере[нии] положенной экспедиции, имеющей предметом открыть свободное сообщение с Герцеговиною взятием Никшица, а после того по возможности и соединения с Черным Георгием. С изъявлением же к Вам полной моей доверенности я сообщаю здесь в копии полученную мною депешу от министерства от 21 генваря и экстракт с наставления от 8 генваря 3.
Касательно же, милостивый государь мой, до Вашего требования, чтоб я известил Вас, буду ли я иметь достаточное число лошадей для транспорта съестных и военных амуниций, то как сия экспедиция против Никшица должна быть секретна, то я не мог требовать лошадей в здешней провинции, но пригласил самых герцеговинцев прислать оных в Грахово и баненов в Ризано, кои меня удостоверили, что будет туда завтрешний день прислано всего до ста лошадей. Впротчем, милостивый государь мой, для успеха и производства военных операций в здешних странах, относительно токмо до внутренных распоряжений сей провинции, я намерен назначить военный совет, составленный с майора Езерского, капитан-лейтенанта Снапсарева и майора Александра и сверх того, судя по обстоятельствам, назначить здесь комитет правительства с тем, чтобы они также в оном были члены вместе с другими здешними дворянами, о чем уже я имел честь словесно объясниться с Вами, милостивый государь мой, равно как с кавалером Баратынским. Итак ныне не остается мне, как покорнейше Вас просить приказать майору Езерскому принять на себя таковую должность.
С истиннейшим почтением имею честь быть
Подписано: Степан Санковский
АВПР, ф. ГА 1-5, 1805 г., д. 1, п. 4, л. 174—175. Копия.
Комментарии
1 Речь идет о письме Ф. Книппера на имя С. А. Санковского от 30 марта 1807 г., в котором Ф. Книппер, сообщая о подготовке отряда в тысячу человек из состава регулярных войск для вступления в Герцеговину и занятия крепости Никшич, просил С. А. Санковского разъяснить цель этой экспедиции (АВПР, ф. ГА 1-5, 1805—1821 гг., д. 1, п. 4, л. 173 и об.).
2 См. док. № 203.
3 Депеша МИД на имя С. А. Санковского от 21 января 1807 г. сообщала об официальном объявлении Портой войны России и предлагала приступить к занятию крепости Никшич (АВПР, ф. ГА 1-5, д. 1, п. 4, л. 25—26); см. также коммент. 3 к док. № 196)