Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 207

Рапорт К. К. Родофиникина И. И. Михелъсону об успешных военных действиях сербских войск и наборе волонтеров в отряд майора Пангалоса

22 марта 1807 г.

3 сербские жителя прибыли в Букарест, и все единогласно утверждают, что турки истреблены во всей Сербии и что Шабац сдался сербам. Последний, донесший, что отправленный от вашего высокопревосходительства в Сербию еще в генваре м[еся]це, прибыл туда благополучно, утверждает, что взята уже и крепость Ужзица, после чего один корпус пошел на занятие крепости Сокола, а сам Черный Георгий осаждает Ниссу. Австрийцы присылали на границу свою с Сербиею офицеров для назначения 3 лагерных мест, где расположатся небольшие корпусы. Чтоб удостовериться в сем, я не премину согласно с повелением вашего высокопревосходительства отправить туда завтра же нарочного. Сему поручу разведать равномерно, до какой степени можно верить дошедшим сюда слухам, якобы австрийский двор встревожен успехами сербов и связями нашими с сим народом, вследствие чего всякое сношение с Сербиею прекращено, и так строго смотрят за сим на границе австрийской, что никто в Сербию, как уверяют, проехать не может.

При сем долгом поставляю донести, что майор Пангало 1 рапортует, что у него уже набрано более 2000 волонтеров, в числе коих идут из Одессы 280 человек, нарочито на флотилии служить желающие. Из прочих 300 человек обмундированы во многом подобно чугуевским казакам, кои и отправлены из Ясс. На дороге к ним присоединятся набранные по оной в разных местах до самого Букареста 300 человек, что и составит 600, кои чрез несколько дней будут все в Букаресте в готовности действовать, остальные же соберутся в Букарест не прежде, как около 10-го числа апреля. Я писал к майору Пангало, чтоб поспешил как наискорее марш назначенным для флотилии, а между тем князь Ипсилантий посылает в Голацы 300 человек.

Поелику овес к весне часто подвержен порче, то не благоугодно ли будет повелеть имеющийся в ближайших пунктах границы отпустить заимообразно княжеству Молдавскому, равномерно хлеб в зерне в Хотине, под казенным присмотром имеющийся, которой по рапорту тамошнего коменданта к вашему высокопревосходительству показывается уже портящимся, отпустить княжеству Молдавскому с тем, чтоб нынешним летом количество овса, пшеницы и кукурузы возвратить в наши магазейны таким зерном, какое востребуется, на что князь Ипсилантий не токмо соглашается, но и приемлет таковую меру в пользу земли с особенною признательностию.

Действительный статский советник Родофиникин

ЦГВИА СССР, ф. 14209, oп. 5/165, се. 23, д. 41, л. 1—2. Подлинник.


Комментарии

1 Н. Пангалос — выходец из Греции, переселившийся в Россию. В начале XIX в. в Херсонской губернии ему принадлежали соляные заводы и два дома, которые оценивались общей стоимостью в 42 тыс. рублей. В конце 1806 г. Н. Пангалос с разрешения русского правительства заключил договор с валашским господарем князем К. Ипсиланти о формировании на территории Валахии так называемого «греческого корпуса» в составе 3 тыс. человек, который должен был взаимодействовать с сербскими повстанцами в пределах Малой Валахии, Орсово и в районах Неготинской Крайны. Созданный из наспех завербованных людей разных национальностей и дезертиров корпус в конце 1807 г. распался: одна часть его состава разбежалась и занялась грабежом, другая — перешла в лагерь сербских повстанцев.

Признав Н. Пангалоса виновным в развале и грабежах, командование Молдавской армии приняло решение расформировать остатки «греческого корпуса» и запретить Н. Пангалосу дальнейшую деятельность по вербовке людей (АВПР, ф. Канцелярия, д. 7913, л. 62—63. М. А. Милорадович Н. Пангалосу, декабрь 1807 г.; см. также док. № 254).