№ 176
Депеша А. Я. Будберга А. К. Разумовскому о выяснении позиции Австрии в случае русско-турецкой войны и необходимости возобновления ее помощи сербам
30 сентября 1806 г.
Граф! Из депеши, которую я посылаю сегодня вашему превосходительству о положении в Турции, Вы сможете с полным знанием дела судить о состоянии наших нынешних отношений с этой державой. Мы льстим себя надеждой, что если только не стремиться быть совершенно слепым в отношении того, насколько император сознает свой долг перед собой, а также дорожит достоинством и безопасностью своей империи, то венский двор может лишь приветствовать новые доказательства умеренности и лояльности, недавно данные Порте его императорским величеством в целях прежде всего избежать беспорядков, возможность которых, по-видимому, столь сильно тревожит правительство его императорского и королевского величества. Если бы, однако, Порта отказалась принять обоснованные требования, с которыми мы вправе к ней обращаться, никто, несомненно, не станет отрицать, что даже при малой доле видимой справедливости его императорское величество имеет полное право, руководствуясь различными соображениями, обеспечить себе силой оружия удовлетворение наших интересов, осуществлению которого Портой могло помешать только французское влияние.
В случае более чем вероятного разрыва нашего с Портой нам особо важно точно узнать, чью сторону возьмет венский двор, степень сопротивления, которое он сможет оказать любой попытке французов проникнуть через австрийские владения, чтобы прийти на помощь Турции, наконец, все, что может относиться к этому предмету.
Я прошу ваше превосходительство передать мне как можно скорее сведения, которые Вы сможете получить на этот счет, и если в силу обстоятельств Вы найдете необходимым подать австрийскому правительству надежду на какое-нибудь приобретение со стороны Боснии и Албании, то в том случае, если об этом зайдет речь, Вам дозволяется это сделать.
Если в принципе австрийское правительство признаёт, как мы надеемся, законность мер, которые мы, возможно, будем вынуждены принять против Турции, было бы безмерно важно добиться от него помощи, которая, нисколько его не компрометируя, принесла бы нам реальную пользу. Она заключалась бы в доставке некоторого количества оружия и боеприпасов сербам. Поскольку его императорское величество определенным образом принял этот народ под свое высокое покровительство, то в силу ряда соображений, вытекающих из существующего положения, для нас было бы невозможно покинуть этих храбрых людей. Но при трудностях, которые у нас всегда будут в доставке им средств сопротивления их многочисленным врагам, было бы в самом деле знаком истинной дружбы со стороны его императорского и королевского величества в отношении нашего августейшего государя, если бы он соблаговолил снабдить сербов боеприпасами, в которых они так нуждаются.
Позаботьтесь, господин граф, внушить эту мысль с величайшей осторожностью, и если сочтете уместным, Вы добавите также, что его императорское величество будет готов вознаградить венский кабинет за всю помощь подобного рода, которую он окажет сербскому народу.
Имею честь быть с глубочайшим почтением, господин граф, вашего превосходительства нижайший и покорнейший слуга
А. Будберг
АВПР, ф. Канцелярия, 1806 г., д. 11521, л. 240—241 об. Подлинник.