Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 174

Предписание А. Я. Будберга русскому послу в Вене А. К. Разумовскому добиться поддержки Австрией требования восстановления смещенных Портой господарей Молдавии и Валахии

30 сентября 1806 г. С.-Петербург

Господин граф! Ввиду интереса венского двора к нашим отношениям с Турцией, и особенно нашего стремления дать ему на этот счет точное и верное представление, я нашел уместным сообщить Вам отрывок из депеши графа Стадиона на эту тему, переданной мне графом Меерфельдом. Вы увидете, насколько австрийский кабинет, долгое время свидетель необычайного терпения, с которым император сносит дурное поведение турок, по-видимому, не без удовольствия привык считать его неистощимым, а теперь вновь обеспокоен серьезными демонстрациями, к которым вынудила нас их новая провокация. Однако, несмотря на мрачные тона, в каких граф Стадион представляет себе последствия разрыва между нами и Портой, и его горячее желание убедить нас оставаться на позициях умеренности в отношении нее, он ничего не предпринимает, чтобы смягчить столь серьезное оскорбление и, будучи не в силах возразить против неоспоримого права императора дать, наконец, волю своему справедливому негодованию, он довольствуется тем, что рисует картину пагубных последствий, которые имела бы эта крайняя мера для Европы.

В этом он отдает справедливость чувствам его величества. Общий интерес всех держав, страх усилить смуту, грозящую все разрушить, давно уже задерживающий удар, который, кажется, намеренно провоцируется этой возрастающей чередой преступлений, насилий, правонарушений, завершаемой смещением молдавского и валашского князей. Но это последнее насилие привело нас к тому пределу, где должна была исчерпать себя невозмутимость и снисходительность императора, чтобы не обернуться слабостью и забвением долга перед честью короны, правами подданных, безопасностью своих владений. При сем прилагаемая копия депеши, которую я недавно направил г. Италийскому, где набросан в общих чертах длинный список наших претензий к Порте, покажет Вам, какой линии поведения было приказано этому министру держаться в настоящий момент. Сообщением ее австрийскому министерству Вы сможете дать ему новое доказательство того, что его величество продолжает отвечать величайшей умеренностью на удвоенные проявления злой воли со стороны Порты. После стольких провокаций, указывающих, по-видимому, на стремление к войне, большая часть которых была бы более чем достаточным мотивом для войны, император ограничивается тем, что просто требует возмещения последнего нанесенного ему оскорбления и ожидает результатов своего требования. Он пожелал сделать еще одну попытку, но это будет последняя, и если новое его усилие не приведет к успеху, чтобы заставить Диван осознать свою собственную пользу и внушить ему чувства справедливости, в силу каких соображений можно требовать от него сохранения мира с Портой, который ее безумная ненависть сделала бы для России в тысячу раз опаснее войны и во время которого злонамеренность Дивана, всегда готовая при первом же случае вспыхнуть, никогда бы не позволила России безоговорочно отдать свои средства на спасение своих союзников?

Я не сомневаюсь в том, что министерство его императорского и королевского величества, обратив на настоящее положение вещей серьезное и беспристрастное внимание, признает, в чем состоит, исходя из подобного предположения, интерес Австрии и всех держав, могущих впоследствии быть вынужденными прибегнуть к помощи России и увидеть, как эта империя немедленным принятием сильных мер обезвредит врага, столь слепого и окончательно предавшегося Франции, и тем самым отвлечет от него внимание и усилия, коих потребовало бы спасение Европы.

Ничто в этом изложении наших нынешних отношений с Турцией не противоречит принципам умеренности, коими всегда руководствовался император в отношении этой державы, и его императорское величество нисколько не сомневается, что венский двор, что бы ни происходило, не перестанет воздавать ему справедливость, как это было до сих пор в этом отношении. Пребывая в подобном убеждении, его императорское [294] величество повелел мне поставить Вас в известность, сообщив Вам содержание моей последней депеши к г. Италийскому о состоянии наших отношений с Портой.

Уведомляя об этом его императорское и королевское правительство, равно как обо всем только что сказанном на этот счет, Вы сделаете, господин граф, все, что будет зависеть от Вас, чтобы заставить его ответить на наше доверие, со всей откровенностью сказав Вам о действии, произведенном на него сообщениями, которые Вам поручены, и о его мнении о содержащемся в них важном предмете. Имею честь быть с глубоким уважением, господин граф, вашего превосходительства нижайший и покорнейший слуга

А. Будберг

АВПР, ф. Канцелярия, 1806 г., д. 11521, л. 360—362 об. Подлинник.

Опубл.: Васильчиков А. А. Семейство Разумовских, М., 1868, т. 4, с. 241—242.