Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 146

Донесение И. Ф. Болкунова А. А. Чарторыйскому о просьбе сербов предоставить им помощь и о казни ими французских эмиссаров

10 мая 1806 г. Яссы

Секретно

Сиятельнейший князь, милостивый государь! Важная комиссия, возложенная пред сим на меня вашим сиятельством, благополучно совершилась возвращением в минувшую ночь из Сербии коллежского регистратора Джайковича, который доставил мне ответное отношение Сербского народного совета с другими приложениями. Почтя содержание сих бумаг, по настоящим обстоятельствам весьма важным и немедленного сведения всемилостивейшего государя требующим, спешу препроводить оные при сем с нарочною стафетою посредством его высокопревосходительства г. генерала от кавалерии Михельсона. В подтверждение всего в них сказанного коллежский регистратор Джайкович присовокупляет, что в продолжение пребывания его между сербами имел он случаи наиточнейше удостовериться о неуклонном их следовании советам высочайшего двора и всеобщей приверженности к оному сего народа, одушевленного неизобразимыми чувствами признательности, и который с пламенным усердием и отвагою готов на всякое дело, какое бы заблагорассуждено было предпринять для общей пользы. Но что впрочем земля оная в великом ныне изнурении, и народ, утомленный беспрестанными действиями и сражениями, ежедневно возобновляемыми, в опасности невозвратного падения своего просит о неотложной помощи, коей сербы вовсе лишены ныне запрещением выпускать к ним даже и под рукою (Т.е. — тайно) какое бы то ни было оружие или другие припасы из соседних областей, где, по показанию нарочного, ощутительно усугублены на сей конец строгости, коим и сам он был подвержен.

Весьма вероятно, впрочем, что никакое другое иностранное влияние не имеет и не может иметь места в сербской нации. Дознанная твердость и непоколебимость ее в своих началах и другие естественные отношения, связующие оную с великою империею Всероссийскою, не дозволяют ни малейшего сомнения о единодушной наклонности сего народа к России, коей единой исповедует свое почитание и обожает оную. Ко всему же сказанному должно отнести и сие обстоятельство, что сербы, за несколько пред сим узнав о появившихся между ими с французской стороны [244] емиссарах, двух из них немедленно убили, а третий, спасшийся в Боснию, по подозрению от турок получил такую же участь; и что невзирая на доставленные сим нашим нарочным доказательства, все меры употреблены были для изведания с строгостию его комиссии, и даже письмо, данное ему на случай только к консулу нашему в Рагузе под предлогом купеческих дел, сам Черни-Георгий открывал в Совете для удостоверения.

Препровождая у сего письмо из Сербии к известному капитану Новаковичу 1, я не могу при том умолчать пред Вами, сиятельнейший князь, о признательности сербских вельмож, изъявленной г. Джайковичу в доставленном ко мне при сем случае аттестате, который, включая здесь оригиналом2, обязываюсь долгом справедливости присовокупить и с своей стороны удостоверение о трудах его, Джайковича, многих претерпениях и опасностях, коим он в столь трудном пути на каждом шагу должен был подвергаться и по коим не незаслуживает милостивого воззрения.

Примите, ваше сиятельство, дело сие и возвещение об оном, яко знак ревности моей к службе и тех необходимых забот, которые при исполнении оного занимали меня и которые, препоручая великодушию Вашему, имею честь пребыть с глубочайшим почитанием и неограниченною преданностию, милостивый государь, вашего сиятельства нижайший слуга

Ипполит Болкунов

P. S. При доставлении в Сербию последней посылки в рассуждении тяжести ее необходимо нужно было иметь коллежскому регистратору Джайковичу собственную повозку, на которую, так как и на проезд его в оба пути употреблено всего 183 червонных голландских, которые покорнейше прошу ваше сиятельство по испрошении высочайшего соизволения мне возвратить.

Ut in litteris

Ипполит Болкунов

Помета: Получено 21 мая 1806 г.

АВПР, ф. ГА 1-9, 1804 г., д. 5, ч. 2, п. 5, л. 13—15 об., 30. Подлинник.


Комментарии

1 См, док. № 142.

2 Имеется в виду свидетельство, выданное Правительствующим советом сербским офицеру Дмитрию Христофоровичу Джайковичу, который находился на русской службе и в августе 1805 г. прибыл в Сербию. В рядах повстанческих войск он сражался против турок, в частности участвовал в битве под с. Иванковцем и Парачином. Об этом говорит следующее свидетельство очевидцев — пожаревацкого коменданта Миленко Стойковича, Божидара Груйовича и сербского митрополита Леонтия, скрепленное их подписями и печатями. В документе говорится, что Джайкович «. . . наших воин поучал, как пушки управляти, он сам собою ревностно воины ободрял, борился с нашими неприятели. . .» Подписавшие свидетельство просят русские власти наградить Джайковича (АВПР, ф. ГА 1-9, 1804 г., д. 5, ч. 2, п. 5, л. 29).