80. ДОНЕСЕНИЕ И. С. БАРЯТИНСКОГО И. А. ОСТЕРМАНУ
№ 51 | Париж, 1/12 декабря 1782 г. |
Сиятельнейший граф, милостивый государь.
По вручении графу Верженну бумаг, упоминаемых в сегодняшнем же моем в. с-ву донесении 1, спрашивал я его о мирной негоциации. Он мне ответствовал, что между Англиею и Америкою прелиминарные пункты подписаны с таким условием, что оные иметь токмо будут действие, естьли последует заключение генерального мира между всеми воюющими державами 2. «Я знаю,— продолжал он,— что в Париже разгласили, якобы я послал своего сына с подписанными генеральными прелиминарными пунктами и с тем, чтоб он сюда оные привез обратно. Но сие гадание несправедливое. Я сына моего послал с тем, чтоб быть ему помощником Рейневаля для произведения письма. Я надеюсь по всем обстоятельствам и по речи, говоренной аглинским королем при открытии парламента, что сие дело теперь будет окончено, но до тех пор, пока оное не заключено и не подписано, я сказать еще ничего не могу. Признаюсь вам в том чистосердечно,— продолжал сей министр,— что я физически и морально обеспокоен до крайности от сего дела, и естьли бы оное еще продолжилось, я думаю, что был бы я не в силах оное производить». И подлинно, м-вый г-дрь, видно по его лицу, что он в крайнейшем беспокойствии, и, сколько я мог приметить, он и в опасении, что не обманут ли он аглинским министерством в допущении американцев подписать прелиминарные пункты.
Публика также, м-вый г-дрь, в великой заботе, что до сего времени не получен еще ответ из Англии. Большое число опасается, чтоб Великобритания, заключив теперь мир с американцами, не стала делать еще новых требований, на которые Бурбонским дворам невозможно будет согласиться, в той надежде, что американцы более уже войну продолжать не станут. Если же американцы и не сделают измены, то продолжение войны Бурбонским дворам будет уже тягостнее прежнего, ибо предполагать должно, что американцы будут требовать большее число войска, кораблей и денег, представляя в доказательство, что их силы истощены и что им известно, что от сего произошли между колониями уже беспокойства, которые угрожали разрушением их настоящей конституции, и потому они, достигнув теперь до своего благоденствия, должны сохранять свои ресурсы.
Недоброхотствующие графу Верженну не токмо таковые рассуждения подкрепляют, но стараются доказывать, что от сей войны со временем будет великий вред бурбонским державам и что сей мир не может быть продолжительный, что Англия, конечно, употребит все способы к возмущению Гишпанской Америки и равным образом главным возмутителям даст свое покровительство и по учинении замешательств признает независимость оных. И потом обе Америки между собою разделят все Антильские французские и гишпанские острова, и все рыбные промыслы при о-ве Терреневе останутся в их же владении. Словом сказать, м-вый г-дрь, теперь почти уже все здесь недовольны, что Америке доставили независимость.
Интриги против графа Верженна весьма усиливаются, и люди, которые следуют с примечанием за оными руководителями, думают, естьли мир теперь не будет заключен, граф Верженн не пробудет в своем месте двух дней и барон Бретель заступит его место. Его сюда ожидают на сих днях. Также и дюк Дегильон вскоре сюда будет для своих собственных дел, однако ко двору не будет ездить.
Ескадры из Бреста и Рошефорта пошли в Кадикс.
От военного департамента сделан подряд палаток для 60 000 человек, и оные велено делать с поспешностию. Приказано покупать 14 000 лошадей.
Я имею честь...
князь Иван Барятинский
Получено 28 декабря 1782.
АВПР, ф. Сношения России с Францией, on. 93/6, д. 386, л. 223—226 об. Подлинник, рус. яз. Текст зашифрован.
Комментарии
1. Речь идет о донесении Остерману за № 50 от 1/12 декабря 1782 г., в котором Барятинский подтвердил получение депеши вице-канцлера от 1/12 ноября 1782 г. с приложениями и сообщил о передаче Верженну копий этих материалов. См.: АВПР, ф. Сношения России с Францией, оп. 93/6, д. 386, л. 221—221 об.
2. В связи с заключением 20 января 1783 г. прелиминарного мира между Францией и Испанией, с одной стороны, и Англией — с другой, вступил в силу и прелиминарный англо-американский договор, копию которого Барятинский отправил Екатерине II «для усмотрения». Российское правительство получило ее 25 февраля/8 марта 1783 г. См.: АВПР, ф. Сношения России с Францией, оп. 93/6, д. 393, л. 19—25 об. Сведения о заключении мира поступили в Россию по другим каналам не позднее 1/12 февраля 1783 г. См.: АВПР, ф. Внутренние коллежские дела, оп. 2/6, д. 885, л. 26—31. См. также док. 82 и 84.