77. ИЗ ДОНЕСЕНИЯ Ф. ДЕЙНЫ Р. ЛИВИНГСТОНУ
№ 6 | С.-Петербург, 12/23 сентября 1782 г. |
Сэр.
... 1 Так как конгресс, видимо, твердо решил ничем здесь не рисковать, я не считаю себя вправе предпринять какой-либо официальный шаг, чтобы приступить к выполнению моей миссии, если не получу заверений в том, что буду принят и признан в качестве официального представителя, хотя общее положение дел, кажется, должно обещать успех. Конгрессу не следует ожидать, что такое заверение последует от здешнего двора, пока лондонский двор будет противодействовать любым актам, вследствие которых нас можно будет считать независимой нацией. Ее и. в-во не захочет без нужды причинять ни малейшей обиды лондонскому двору, и, конечно, если ее не побудят к этому, она не пойдет нам навстречу, пока не стихнет всякая оппозиция. Ее и. в-во и ее министры хорошо знают, что наша политика основана на великих принципах свободы, и поэтому они не опасаются, что упустят какие-то возможности в результате отсрочки установления снами политических связей до тех пор, пока путь к ним совершенно не расчистится.
Со времени моего приезда в здешнем правительстве, как вы уже были извещены, изменений не произошло. Граф Панин ушел в отставку со службы при дворе еще до моего приезда, и хотя он по-прежнему носит титул главы Коллегии иностранных дел, однако в делах ее совершенно не участвует. Вице-канцлер граф Остерман продолжает заведовать церемониалом этого ведомства в качестве первого министра. Ход дел, по всей видимости, по-прежнему зависит все от того же влияния и тех же принципов, что и до отставки Панина. Я пытался писать вам вашим шифром, но нашел это дело невыносимо утомительным, причем, пользуясь им, можно сделать такое множество ошибок, что я вынужден был отказаться от этого. Кроме того, я получил его по почте, и я не уверен, что у них нет копии его. Я попытаюсь придумать другую схему, которая, я думаю, доставит меньше неприятностей и будет пригодной и в других отношениях. Я отправлю ее в Голландию с сыном г-на Адамса, который скоро меня покинет 2 и после отъезда которого я останусь без всякой помощи и без человека, которому можно было бы вручить ваши бумаги в случае моей смерти. Здесь невозможно найти кого-либо, на кого я мог бы целиком положиться. Единственное утешение в том, что я рассчитываю вернуться в Америку сразу же после того, как буду принят в своем официальном качестве и главная цель моей миссии будет завершена. Я сам привезу для ратификации договор, который, возможно, заключу здесь. И не сомневаюсь в том, что сумею привести такие доводы в пользу моего отбытия без специального разрешения, которые удовлетворят конгресс.
Имею честь...
Ф. У. Дейна
NARS, RG 360, Item 89, vol. II (Microfilm Reel 117). Подлинник (автограф), англ. яз. MHS, Francis Dana Papers, Official Letters 1781 to 1782. Копия, англ. яз. Опубл. полностью: RDCUS, vol. V, p. 752—753.
Комментарии
1. В начале донесения Дейна упоминает о своей переписке с Ливингстоном с марта 1781 г.
2. В письме Дж. Адамсу от 19/30 октября 1782 г. Дейна сообщал, что Дж. К. Адамс намерен в тот же день уехать из С.-Петербурга в Стокгольм и затем в Гаагу, куда надеялся прибыть в декабре. См.: MHS, The Adams Papers, Part IV (Microfilm Reel 358).