Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

65. ДЕПЕША И.А.ОСТЕРМАНА РОССИЙСКОМУ ПОСЛАННИКУ С ОСОБЫМ ПОРУЧЕНИЕМ В ГААГЕ А. И. МОРКОВУ

[С.-Петербург, 21 февраля [4 марта] 1782 г.] 1

По прибытии в Гаагу вы, м-вый г-дрь, должны были узнать, что г-н Уэнтворт 2 приехал туда раньше вас; вам, несомненно, тотчас же сообщили и об истинной цели его появления в Голландии. Поскольку у этого английского эмиссара было письмо от г-на Симолина князю Голицыну 3, вы, без сомнения, уже познакомились с г-ном Уэнтвортом и воспользовались случаем завоевать его доверие. Если он выкажет такое доверие, на что есть все основания рассчитывать, то постарайтесь узнать, с кем он связан, выяснить его намерения, а также его мнение о цели его миссии, предлагая свои услуги во всех случаях, когда они могут содействовать успеху его усилий, направленных на восстановление былого согласия, существовавшего между обоими государствами, давними союзниками и друзьями. В особенности постарайтесь, м-вый г-дрь, убедить его в чистоте намерений, которыми руководствовалась императрица во всех демаршах, предпринимавшихся ее в-вом до сих пор. Ее в-во разрешает вам заявить ему, что она предложила свое высокое посредничество и добрые услуги, будучи побуждаема единственно чувством человеколюбия; что когда она согласилась совместно с римским императором предпринять посредничество для восстановления мира между Великобританией и главными ветвями Бурбонского дома, это чувство было основным мотивом ее действий наряду с желанием положить конец бедствиям чрезвычайно разорительной войны; что императрице совершенно безразлично, какие средства будут выбраны для достижения этой великой цели, и любой путь, могущий ускорить заключение мира, отвечающего интересам сторон, равно приемлем для нее. Искренняя привязанность ее в-ва к британской короне побуждает ее горячо желать, чтобы спорные вопросы между Англией и американскими колониями, единственный камень преткновения, преграждающий путь делу умиротворения, были обсуждены и решены незамедлительно. Нынешнее пребывание в Гааге г-на Уэнтворта и американского уполномоченного г-на Адамса как будто весьма способствует достижению этой цели 4.

Выполняя возлагаемое на вас поручение, м-вый г-дрь, вам надлежит не упускать из виду, что все шаги следует предпринимать с чрезвычайной осторожностью, дабы никоим образом не скомпрометировать себя; не давайте англичанам ни малейшего повода думать, будто наш [99] двор хотел бы вмешаться в их спор с колониями. Напротив, сообразуйте все ваши замечания, намеки и советы с тем, насколько доверительными будут ваши отношения с г-ном Уэнтвортом, и воздержитесь от каких бы то ни было переговоров с американскими эмиссарами, если только вас не попросят об этом англичане.

Имею честь...

Подписано собственною ее и. в-ва рукою тако: Быть по сему.

В С.-Петербурге, 21 февраля 1782.

Отправлено с нарочным курьером гвардии вахмистром Бремом 27 февраля 1782.

АВПР, ф. Сношения России с Голландией, on. 50/6, д. 236, л. 1-2 об. Отпуск, фр. яз.


Комментарии

1. Датируется по времени утверждения.

2. Британский секретный агент Уэнтворт должен был склонить Нидерланды к сепаратному миру с Англией и подтверждению англо-голландского договора 1674 г. с разъяснительной статьей, причислявшей строевой лес и шкиперские материалы к предметам контрабанды.

3. Не обнаружено.

4. О целях миссии Уэнтворта стало известно Франции и США. Оказавшись рассекреченным, британский агент отбыл из Нидерландов, и план Остермана устроить встречу его с Адамсом не увенчался успехом.