Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

63. ДОНЕСЕНИЕ РОССИЙСКОГО КОНСУЛА В БОРДО А. ВИТФОТА КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Бордо, [18] 29 января 1782 г.

Я имел честь получить вместе с направленными мне высокой имп. Коллегией иностранных дел указаниями по два одинаковых экземпляра следующих документов: акта присоединения е. в-ва императора и акта согласия ее в-ва императрицы на его присоединение к одобренным ею благотворным принципам, направленным на поддержание и обеспечение свободы торговли нейтральных государств 1. Я заказал печатные копии этих документов и велел раздать их здешним коммерсантам; я буду использовать их и в других подходящих случаях, когда представится возможность, в соответствии с указаниями, которые имп. Коллегия иностранных дел соизволила дать мне на сей предмет.

За последнее время сюда прибыло несколько русских судов; некоторые из них ищут случая быть зафрахтованными для плавания в Америку. Так как условия фрахта весьма выгодны, я очень доволен, что гг. собственники и арматоры русских судов хотят воспользоваться обстоятельствами по примеру судовладельцев всех других нейтральных стран; но и фрахтовщики и капитаны задают мне один и тот же вопрос, а именно: «Могут ли русские корабли, груженные не контрабандными и не запрещенными товарами, принадлежащими французским подданным, отправляться отсюда к французским островам, не опасаясь захвата англичанами грузов и самих судов? Если суда пойдут по одиночке или без конвоя, будут ли их грузы считаться, как и суда, нейтральными, так чтобы в случае их захвата или задержания можно было требовать возврата и тех, и других?»

Поскольку ни в морских конвенциях нейтральных держав, ни в актах о присоединении к таковым ничего не говорится об Америке, по крайней мере в определенных выражениях, а сказано только, что «нейтральные суда могут свободно совершать плавание между портами и вдоль берегов стран, находящихся в состоянии войны, и грузы, принадлежащие подданным воюющих держав на нейтральных судах, не подлежат задержанию, за исключением контрабандных товаров», то я, следовательно, не могу ответить на задаваемый мне вопрос, не получив предварительно указаний имп. Коллегии иностранных дел на сей предмет. Убедительно прошу высокую Коллегию разъяснить мне значение слов: «между портами и вдоль берегов стран, находящихся в состоянии войны» — касается ли это разрешение только их европейских берегов или подразумеваются также берега, расположенные в других частях света, дабы я мог дать ответ в соответствии с указаниями 2, какие Коллегия иностранных дел соблаговолит мне направить.

Кроме того, имею честь сообщить Коллегии, что два моих корабля, названные «Граф Остерман» и «Граф Чернышев», недавно благополучно прибыли с западных островов; хотя один из них отстал от конвоя и встретился с несколькими каперами, те не стали препятствовать ему продолжать путь. Таким образом я могу с удовлетворением сказать, что я — первый, кто познакомил с русским флагом эту часть света, где его встретили весьма радушно. Я очень рад, что это начинание полностью соответствует моим целям — добиться, чтобы суда под русским торговым флагом пользовались таким же доверием, как и любые другие иностранные корабли. Мои желания исполнились, и я с удовольствием вижу, что сейчас имеется большой спрос на русские суда для такого плавания; кажется даже, что эта попытка вызвала соперничество среди русских арматоров, ибо в нашем порту находится ныне несколько судов из С.-Петербурга, которые готовы быть зафрахтованными на острова. Надеюсь, что Коллегия одобрит мое рвение и все, что я делаю для поощрения русского мореплавания, в особенности к западным островам, ибо, помимо проистекающей отсюда выгоды для нации, это поможет найти или подготовить хороших матросов для империи.

Имею честь...

Витфот

Получено 16 февраля 1782.

АВПР, ф. Сношения России с Францией, on. 93/6, д. 696, л. 12 об. Подлинник, фр. яз.


Комментарии

1. Копии упомянутых актов, которыми оформлялось присоединение Австрии к системе вооруженного нейтралитета (см. примеч. 4 к док. 38), были отправлены Витфоту Остерманом 22 октября/2 ноября 1781 г. с разрешением «делать оным где надлежит пристойное употребление» (АВПР, ф. Сношения России с Францией, оп. 93/6, д. 691, л. 4).

2. Упомянутые указания не обнаружены.