Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

43. ПИСЬМО С. СЕЙРА ДЖ. АДАМСУ

С.-Петербург, 21 октября [1 ноября] 1780 г.

Сэр.

Я не приношу извинений за то, что беспокою вас своим письмом, поскольку в. пр-ву должны быть известны мое имя и репутация, а письмо посвящено общему делу. Что же касается меня самого, то я верю в то, что у меня, более чем у других, есть причины ненавидеть английское правительство 1. Я покинул Великобританию, будучи преисполнен решимости не бояться рисковать своей жизнью во время службы на море или на суше. К несчастью, господа, которые заправляют нашими делами на Европейском континенте, не смогли прийти к согласию относительно того, как меня использовать. Они также не дали мне никакой надежды на освобождение, если бы по пути в Америку я попал в плен. Опасность этого в то время была исключительно велика, и я хорошо знал, что, попади я в руки англичан, они обошлись бы со мной совершенно безжалостно. Мысль о томительном и постыдном заточении, в котором я мог оказаться еще до того, как мне представилась возможность отличиться, была, должен признаться, невыносима. Мое поведение, положение и страдания побудили меня надеяться, что лучше всего мне удастся послужить моей стране, оставшись в Европе. В этом я жестоко разочаровался, поскольку не получил поддержки государственных чиновников. Мое единственное утешение состоит в том, что, пусть как частное лицо, я распространяю сведения о том, кем мы являемся в действительности и как хотят изобразить нас наши враги, и этим вызываю большее расположение к нашему делу во многих частях Европы. Короче говоря, не требуется особых способностей, для того чтобы убедить просвещенные умы Европы в том, что они крайне заинтересованы в нашем благополучии. И хотя может показаться, что главное мое занятие — торговые дела, я никогда не теряю из виду общественного блага.

Исходя из сказанного, передаю вам следующие известия; может статься, в вашей власти употребить их с пользой. Сейчас я занят постройкой четырех кораблей, каждый водоизмещением 900 т. Они следуют лучшим английским образцам, так как я нанял русского плотника, который пять лет работал на дептфордских верфях. Ими командуют русские дворяне, поэтому они будут [67] обладать всеми признаками нейтральных судов. Принять груз они смогут в июне, а возможно и в мае будущего года. Отсюда они, вероятно, отправятся с грузом пеньки и т. п. во Францию, а оттуда на французские или голландские острова, и т. д., и т. д. Если у вас есть указания, которые оправдают мои действия, все эти корабли или некоторые из них смогли бы отбыть отсюда с товарами, потребными Америке, прямо на о-ва Св. Евстатия, Кюрасао, Мартинику или любой другой остров Вест-Индии. Назначение груза будет самым надежным образом скрыто, ибо местные купцы, поставляющие товары на корабли, никогда не узнают, что он принадлежит кому-то другому, а не русским. Со мной в дело вошли князь Нисвитский и генерал Бородин — влиятельные и пользующиеся хорошей репутацией люди. Генерал собственной персоной отправится с одним из кораблей. В этом предприятии сама императрица обещает им решительное покровительство, и, как вы можете предположить, мне удалось бы извлечь из начала такой торговли значительные преимущества, имей я возможность приступить к этому. Ничто не доставило бы большего удовольствия ее и. в-ву и не усилило бы ее дружбы к нам. Вы весьма обяжете меня ответом о том, какое решение будет принято.

Перед тем как покинуть Англию, я имел честь переписываться с г-ном Сэм. Адамсом, и всегда буду ценить дружбу в. пр-ва.

Остаюсь...

Стивен Сейр

Гг. Делаланд и Тайни являются моими корреспондентами в Амстердаме. Они достойны вашей дружбы.

Ответ дан 6 декабря 1780 2.

MHS, The Adams Papers, Part IV (Microfilm Reel 353). Подлинник (автограф), англ. яз.


Комментарии

1. Сейр, в 1760-х годах служивший в одном из лондонских торговых домов, в 1773 г. был избран шерифом Лондона. Затем он потерпел поражение на выборах в парламент и обвинил своих противников в мошенничестве. В 1775 г. его осудили за государственную измену и на некоторое время заключили в Тауэр. Вскоре после освобождения его предприятие обанкротилось, и до февраля 1777 г. он находился в долговой тюрьме. Сейр оставил Англию, путешествовал по континенту и весной 1780 г. прибыл в С.-Петербург.

2. См. док. 45.