39. ИЗ ПИСЬМА Ф. В. КАРЖАВИНА БАРУ 1
Сен-Пьер на Мартинике, [4] 15 апреля 1780 г.
Друг мой Бар.
Вот я и вернулся на сцену после трехлетнего отсутствия. Объясню вам эту загадку. 13 апреля 1777 г. я отплыл с Мартиники на корабле, шедшем на о-ва Сен-Пьер и Микелон, и мы направились в Новую Англию. После остановки в испанском Пуэрто-Рико и нескольких встреч с английскими фрегатами нас все-таки захватили, когда мы были уже на подходе к Виргинии; но благодаря густому туману мы ушли от наших победителей и благополучно добрались до Виргинии, подвергаясь тысячам опасностей, не зная, куда идем, и не имея ни опыта в кораблевождении, ни лоцмана. Наше судно и груз были там проданы, и мы остались на берегу, не имея ни корабля, чтобы вернуться, ни денег на пропитание из-за нашего суперкарго — ловкого плута-провансальца. Судовладельцу пришлось специально приехать с Мартиники в Новую Англию, чтобы потребовать у него отчет, и тогда у меня оказалось два судна с грузом муки для Мартиники. Но одно из них, едва отойдя от берегов Виргинии, сдалось английскому корсару по приказу капитана, который, несмотря на это, был отправлен в Нью-Йорк, где на третий день по прибытии умер в английской тюрьме. Другое судно тут же заполучил американский комиссионер вместе с французом-суперкарго и французом же капитаном, которые сговорились разорить нас в стране, где нет ни короля, ни закона, ни совести. Мне пришлось зимой 1779 г. пересечь всю американскую конфедерацию пешком, от Северной Каролины до Бостона, преодолевая снег, лед и другие тяготы зимнего пути, побывать в Филадельфии и Бостоне и вернуться в Виргинию, сделав по горам и долам за семь недель 600 лье. Я оказался в Виргинии без всяких средств к существованию, не устроив свои дела в Бостоне и Филадельфии, и не успел я приехать, как англичане захватили Виргинию, предавая все огню и мечу, они вешали французов, рубили их на куски, стреляли их на деревьях, словно белок, и совершали множество гнусностей.
Все это правда, хоть это и трудно себе представить. Я укрылся в лесу среди дикарей, захватив с собой товары, принадлежавшие моим друзьям. Когда англичане ушли из Виргинии, я вернулся в город и обосновался в лавке тех, чье имущество увозил в лес. По возвращении я продавал, покупал, перепродавал и в конце концов познакомился, и как следует, с огромной страной; я потерял корабль и товары, видел огонь войны на суше и на море и вознагражден за невзгоды тем, что выучился английскому языку. Наконец, в начале этого года 74-пушечный «Фандан», корабль нашего флота, прибыл в Виргинию после трагического боя под Саванной 2. Французский консул рекомендовал меня маркизу де Водрейю, все офицеры его штаба проявили сочувствие к моим злоключениям. Я отплыл на «Фандане», и через две недели мы прибыли в Форт-Руаяль на Мартинике, проскользнув с наветренной стороны под носом английской эскадры из семи кораблей, а с подветренной стороны, при самом входе в бухту Форт-Руаяль, попав под огонь другой эскадры из девяти английских кораблей, а затем под огонь французского форта, [64] где нас не узнали. Мы выбросили за борт более 50 мертвецов; больных или умирающих было больше 200, так что из всей команды осталось лишь по 45 матросов на вахту; но ядра давали перелет и никого не убили. Я явился к г-ну Мутону, который уже считал меня погибшим; у него нашлись кое-какие вещи, оставленные ему мною при отъезде,— одежда, изъеденные червями «Басни» Лафонтена и несколько золотых монет. Я хотел отправиться в Новую Англию, но мне помешали. Меня устроили к французу-аптекарю и химику, королевскому поставщику, который живет в достатке и через несколько месяцев или несколько лет уедет во Францию; сейчас я всем у него заправляю, а когда он соберется уезжать, то, если я захочу, оставит мне свое дело... 3
Прощайте.
РО ИРЛИ, ф. 93, on. 2, д. 100, л. 201—204. Черновик (автограф), фр. яз.
Комментарии
1. Никаких сведений о Баре не обнаружено.
2. В военных действиях под Саванной (Джорджия) в сентябре-октябре 1779 г. американо-французская армия и флот потерпели тяжелое поражение, потеряв более 800 человек.
3. Последний абзац опущен. Речь идет о пребывании Каржавина на о-ве Мартиника.